Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Творчество А. Барто. Основные темы и жанры. Вклад в развитие детской литературы А. Перовского и А. Барто А я не знал, что я расту

Агния Львовна Барто
(настоящая фамилия Волова) (1906–1981), русская поэтесса.

Родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище. В годы учебы, испытывая творческое влияние А. А. Ахматовой и В. В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. По совету А. В. Луначарского занялась профессиональной литературной работой.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928), после публикации которых К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П. Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка", 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936), а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов "Подкидыш" (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение "Веревочка" было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма "Слон и веревочка" (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник "Подростки", 1943, поэма "Никита", 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник "Стихи детям" (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто "Звенигород" (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу "Найти человека", в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть "Найти человека" (опубликована в 1968 году).
В "Записках детского поэта" (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник "Переводы с детского" (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981 года.
Энциклопедия "Кругосвет"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБПОУ "Оренбургский областной колледж культуры и искусств"

Заочное отделение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету "Детская литература "

Гудошникова Дарья Петровна

Оренбург, 2016 г.

Содержание

  • Список литературы

Повесть-сказка А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители". Художественная и воспитательная ценность сказки

Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) - дядя по матери и воспитатель Алексея Константиновича Толстого, поэта, писателя, драматурга, был внебрачным сыном Алексея Разумовского.

Он был одним из образованнейших людей своего времени. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, где общался с Рылеевым, Н. Бестужевым, Кюхельбекером, Ф. Глинкой. Пушкин знал и ценил повести А. Погорельского. Перу Погорельского принадлежат произведения: "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", "Монастырка", "Магнетизер" и другие.

С именем Антония Погорельского часто сочетается эпитет "первый". Он - автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых семейных романов, первой повести-сказки для детей "Черная курица, или Подземные жители". Сказка увидела свет в 1828 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

В истории русской и всей мировой детской литературы немного можно найти произведений, которые воспитательной направленностью, пониманием природы детей были бы в такой же степени детскими как повесть А. Погорельского "Черная курица или подземные жители".

В ней как в фокусе сконцентрированы те особенности искусства для детей, над претворением которых бьется не одно поколение детских писателей многих стран.

Доброта и скромность, беспредельная честность и смелость, прилежание и трудолюбие, верность слову и преданность дружбе, благодарность и презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям, какой является жажда первенства над равными, ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими, умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками и пороками, которые "обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку", - одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых немыслима подлинная человеческая личность, составляет идейную сущность повести. И все эти сложные, весьма отвлеченные для ребенка понятия глубоко запрятаны в живой ткани произведения, вполне доступны маленькому читателю, так как они входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием.

Решению главной своей задачи писатель подчинил все компоненты произведения. События в повести происходят в пансионе. Чтобы глубже раскрыть внутренний мир Алеши, писатель сначала оставляет его одного во время каникул. Мы видим круг его представлений и желаний, его характер. Пространство и время, в котором находится герой, заполняется конкретными деталями, характерными для петербургской жизни конца XVIII века. Затем мы видим Алешу в период занятий, в общении со сверстниками, свидетелем и участником волшебных превращений, что еще глубже раскрывает его развивающийся характер.

Погорельский хорошо чувствует и глубоко понимает своего героя. Одновременно он внимательно следит за читателем, тонко и умело направляет его, внушая ему необходимые мысли и чувства, превращая сложные понятия в легкоусвояемые.

В развитии событий, в ходе изложения, в поступках героев соблюдается строгая логика, верность правде жизни и чувство меры. В центре внимания автора находится главный герой. Все остальные - учитель, его жена, директор училища, товарищи по пансиону - показаны в той мере, насколько это необходимо для более полного раскрытия образа Алеши.

На все события автор смотрит глазами ребенка, но в то же время рассказывает о них как взрослый, нередко прибегая к приему несобственной прямой речи. Каждый шаг главного героя и поступки остальных мотивированы, подготовлены предшествующими событиями. В сюжете, в развитии событий нет резких скачков. Автор осторожно ведет читателя по намеченному пути.

Сюжет повествования, композиция построены в расчете на маленького читателя. Об этом свидетельствует, например, довольно большая экспозиция, занимающая почти пятую часть повести. В ней довольно полно сообщены необходимые сведения, чтобы упредить возможные вопросы читателя и подготовить его к восприятию произведения. Читатель узнает, где и когда происходят события, кто такой Алеша, каковы его внешний вид, костюм, привычки и характер.

Одиночество во время каникул вынудило его читать рыцарские романы и через них смотреть на мир. Этому способствует то, что двор, куда он изредка выходит гулять, отгорожен высоким забором. Для более глубокого раскрытия его характера очень кстати оказались дырки в заборе, через которые он надеется увидеть волшебника и рыцарей. Но неспроста в повествовании чувствуются интонации живой речи, следы непосредственного общения с ребенком, ведь писатель всё это пережил сам.

Его отец, Разумовский, был человеком горячим, способным на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион. Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и даже однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

Чувства и характер мальчика реальны, даны в движении. Ему сначала (как и самому маленькому Алексею в свое время) было скучно в пансионе, но скоро стал привыкать, "и бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме".

Наряду с чтением, вполне мотивирована и вторая его привязанность - короткое знакомство с курочками, особенно с Чернушкой.

Алеша отличается зоркой наблюдательностью. Он все замечает. Читатель видит Петербург конца XVIII века, костюмы, прически, букли, тупей и длинную косу учителя, целую "оранжерею разных цветов" на голове его жены и старый изношенный салоп, накинутый на ее плечи. Мы видим и одежду Алеши: красную бекешу на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с соболиным околышком.

Многообразны авторские приемы описаний. Так, образ директора училища рисуется через восприятие Алеши и дается в двух планах: возвышенно-романтические представления мальчика о нем сменяются обыденно-простыми и реальными. Вместо ретивого коня, на котором, по представлению Алеши, должен был он прибыть, мальчик видит самые обычные извозчичьи сани. Вместо блестящих рыцарских лат и шлема пернатого Алеша на нем видит серый фрак, его лысую голову с пучком волос.

Писатель впервые доказал самостоятельность детского мира, наличие у ребенка собственной системы ценностей, вкуса, творческих способностей. Образ Алеши отличается достоверностью психологического рисунка.

Развитие характера Алеши показано очень убедительно. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша - ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

детская литература перовский барто

Главная заслуга Антония Погорельского перед русской детской литературой в том, что он, как никто до него, понимал природу детей, умел ненавязчиво, тактично воздействовать на юных читателей без дидактики и нравоучений.

Всей системой образов и художественных приемов писатель сумел создать удивительно цельное, в полном смысле детское произведение, которое и в настоящее время входит в золотой фонд детской библиотеки.

Творчество А. Барто. Основные темы и жанры

Детская поэтесса Агния Барто - один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи Барто начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой. А.Л. Барто принадлежит к поколению поэтов, сформировавшихся под непосредственным влиянием Маяковского. У него училась молодая поэтесса искусству новых форм. Чтобы завоевать детскую аудиторию, ей нужно было найти свой поэтический язык, узнаваемый и не похожий ни на какой другой, найти темы, волнующие современных детей.

Путь Барто в литературе заметно отклонялся от направления, которое пролагали ее старшие коллеги - Чуковский и Маршак. Поэтесса смело использовала сложные (составные, ассонансные) рифмы, которые Чуковский считал недопустимыми в детских стихах, свободно меняла размер в строфе. Воспитательную тенденцию она не столь тщательно скрывала в игре или выдумке, предпочитая прямо говорить даже с самым маленьким читателем на серьезные морально-этические темы. Бесспорна ее заслуга в разработке новой большой темы детской книги - общественное поведение ребенка. Начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы - интернациональной темой.

"Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно, весело о серьезном и важном. Поэтому значительные темы современности смогли органично войти в поэзию для детей", - писала Барто в "Записках", и это можно целиком отнести к ней самой. Социалистическая Родина, свободный мирный труд советских людей и война, когда весь советский народ поднялся на борьбу за свободу и независимость Родины, - все это органично живет в поэзии Барто. Одно из самых замечательных произведений Барто, где отражена забота о детях, которых война осиротила, а Советская страна усыновила, - "Звенигород". В этой небольшой поэме с таким поэтическим заглавием дан кусочек жизни детей трудной печальной судьбы. В поэму вложено очень многое и от опыта страны, и от личного опыта поэта, и, как всегда, дети берут из этого то, что могут воспринять, взрослым же видится здесь большее, - так и должно быть в настоящем поэтическом произведении для детей.

Также в стихах Агнии Барто переплелись две характерные для неё линии: лирическая и сатирическая. В детской поэзии Барто по праву считается создателем сатиры для детей. Она прекрасно понимала, что смех - самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. "Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность" - именно так говорил о творчестве самого детского поэта страны Самуил Яковлевич Маршак. Также он заметил, что эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Продолжая сатирическую линию, начатую Маяковским, она ввела в детскую литературу сатирическую стихотворную новеллу, сатирический портрет, веселые шаржи.

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их "примитивно рифмованными". Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор - их ровесница.

Агния Барто говорила, что пишет стихи "на вырост". Ее сатира разнообразна - можно проследить, как она развивалась и углублялась. Сначала это было высмеивание какой-то одной смешной черты в человеке (например, "Болтунья"); затем цельный сатирический портрет ("Наш сосед Иван Петрович"), потом высмеивалось уже какое-то злободневное явление в быту, в школе, в семье, несовместимое с идеей коммунистической нравственности - например, "Лешенька", или ребята, насчитывающие себе "очки" за добрые поступки ("Три очка за старичка").

Творчество Агнии Барто можно рассматривать как подъем по спирали, она словно повторяет присущие ей характерные приемы, темы, жанры - каждый раз в ином, более высоком качестве. Она совершенствует не только самый стих, словарь, рифму, размер, его смысловую насыщенность, но и характер своих героев, поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, тем самым незаметно и без нажима прививая читателю чувства добрые. Возьмем для примера знаменитое стихотворение "Уронили мишку на пол.".

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший,-

говорит маленькая девочка, и в этом видна и жалость к потрепанной игрушке, и благодарность ей, и желание защитить от кого-то.

Но вот другая, более поздняя миниатюра про жука, которого закрыли зимней рамой:

А он живой,

Он жив пока.

И ребенок требует, чтобы жука освободили. Здесь тоже добрый порыв, тоже жалость, но маленький человек раскрывается здесь по-иному, более глубоко, обнаруживая человечность, бережное отношение ко всему живому.

Воспитание чувства - вот задача, которую ставит перед собой поэт, отсюда и поиски новой лирической интонации.

Но в лирике Барто позже появились и стихи, в которых с большой теплотой раскрывается самосознание ребенка, осмысливание своего "я" ("Я люблю ходить вдвоем", "В пустой квартире", "Думают ли звери", "Я расту"). Малыш сделал необыкновенное открытие:

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул -

Но я расту,

Расту, шагая в класс.

Расту,

Когда гляжу

В окно,

Расту,

Когда сижу в кино,

Когда светло,

Когда темно,

Расту,

Расту я все равно.

В этом открытии - и удивление, и гордость, и какое-то новое ощущение себя в мире. И так естественно мир расширяется в стихах, в них уже по-другому входит природа, животные, птицы, деревья, ощущение доброго содружества с природой.

Есть и стихи "На букву "Л":

Не удивляйтесь - я влюблен,

Хотя и сам я удивлен,

Понять не в состоянье,

В каком я состоянье.

Это пока еще только шутка, веселые, смешные стихи, как и "У меня - веснушки", как и сами переживания юных "влюбленных". Но важно то, что автор касается в стихах "запретной зоны", касается тактично и без назидательности.

Точность слова, отточенность рифмы, ритмы частушек, считалок - стихи эти мастерски сделаны.

Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира.

Список литературы

1. http://ru. wikipedia.org/wiki/Агния_Барто

2. http://www.kostyor.ru/biography/? n=111

3. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 3-е изд. - М., 2005.

4. Детская литература: учеб. для студ. ср. проф. образования / Под ред. Е.Е. Зубаревой. - М., 2004.

5. Детская литература: учебник для студ. проф. учеб. заведений. / Под ред. О.Е. Путиловой. - М.: Изд-кий центр "Академия", 2008.

6. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова. - М., 2002.

7. Погорельский, А. Волшебные повести. Лафертовская маковница. Черная курица или подземные жители / А. Погорельский. - М.: Дет. лит., 1992. - 127 с.

8. Полозова Т.Д. Русская литература для детей: учеб. / Под ред. Т.Д. Полозовой. - М., 1997.

9. Прогрессивные писатели в детской литературе первой половины XIX века. А Погорельский // Детская литература. - Изд.2-е, перераб. и доп. / Под ред. Е.Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - С.95-96.

10. Сапожков, С. "Гений, парадоксов друг…" // Погорельский, А. Волшебные повести. Лафертовская маковница. Черная курица или подземные жители/ А. Погорельский. - М.: Дет. лит., 1992. - С.121-126.

11. Сетин Ф. И.А. Погорельский (1787-1836) // История русской детской литературы. Конец X - первая половина XIX века / Ф.И. Сетин - М.: Просвещение, 1990. - С. 204-208.

12. Сивоконь С. Уроки детских классиков. - М.: "Детская литература", 1990.

13. Соловьев Б., Мотяшов И. Агния Барто. Очерк творчества. - М.: "Детская литература", 1979.

14. Тюкова А. "Биография". - 2006.

15. Хрестоматия по детской литературе: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. - 2-е изд., стереотип. - М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личность и писательское кредо Антония Погорельского. Волшебная повесть А. Погорельского "Черная курица или подземные жители". Нравственные проблемы и гуманистический пафос сказки. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Утверждение в романтической сказке А. Погорельского нравственных ценностей: честности, бескорыстия, высоты чувств, веры в добро. События, происходящие в реальной жизни маленького воспитанника частного пансиона. Фантастический колорит Подземного царства.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Значение поэзии в воспитании дошкольников: научить мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла. Краткие биографические сведения и поэтическое творчество А. Барто. Чтение и заучивание стихов поэтессы в программе детского сада.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2011

    История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2008

    Дослідження особливостей казок, як розповідного жанру усної народної творчості. Відмінні риси деяких видів народних казок - кумулятивних (казки про тварин) і соціально-побутових. Вивчення життєвого шляху та творчого доробку Агнії Барто – поета і педагога.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

    анализ книги , добавлен 07.04.2017

    Сущность понятия литературной сказки и ее признаки. Типы сказок и подходы к их классификации. Обзор советской детской литературы, периодизации литературных сказок, их история, жанры, специфика. Образ главного героя в повести Л. Лагина "Старик Хоттабыч".

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Виды и жанровая специфика сказки, ее место в жизни ребенка. История кукольного театра, его влияние на развитие и воспитание ребенка. Страницы биографии, мир сказки Н. Гернет: новаторство и психологизм. Сценическая интерпретация сказки "Гусёнок".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2012

    Биография и творчество Николая Николаевича Носова. Популярность произведений писателя у детей. Мир детства в творчестве писателя. Технические гении в рассказах Носова. Волшебный мир сказки, отражение биографии писателя в повести "Тайна на дне колодца".

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Явление "детской" литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко "Лёля и Минька", "Самое главное", "Рассказы о Ленине" и повести Р.И. Фрайермана "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви".

Детская поэтесса Агния Барто - один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи Барто начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой. А.Л. Барто принадлежит к поколению поэтов, сформировавшихся под непосредственным влиянием Маяковского. У него училась молодая поэтесса искусству новых форм. Чтобы завоевать детскую аудиторию, ей нужно было найти свой поэтический язык, узнаваемый и не похожий ни на какой другой, найти темы, волнующие современных детей.

Путь Барто в литературе заметно отклонялся от направления, которое пролагали ее старшие коллеги - Чуковский и Маршак. Поэтесса смело использовала сложные (составные, ассонансные) рифмы, которые Чуковский считал недопустимыми в детских стихах, свободно меняла размер в строфе. Воспитательную тенденцию она не столь тщательно скрывала в игре или выдумке, предпочитая прямо говорить даже с самым маленьким читателем на серьезные морально-этические темы. Бесспорна ее заслуга в разработке новой большой темы детской книги - общественное поведение ребенка. Начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы - интернациональной темой.

"Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно, весело о серьезном и важном. Поэтому значительные темы современности смогли органично войти в поэзию для детей", - писала Барто в "Записках", и это можно целиком отнести к ней самой. Социалистическая Родина, свободный мирный труд советских людей и война, когда весь советский народ поднялся на борьбу за свободу и независимость Родины, - все это органично живет в поэзии Барто. Одно из самых замечательных произведений Барто, где отражена забота о детях, которых война осиротила, а Советская страна усыновила, - "Звенигород". В этой небольшой поэме с таким поэтическим заглавием дан кусочек жизни детей трудной печальной судьбы. В поэму вложено очень многое и от опыта страны, и от личного опыта поэта, и, как всегда, дети берут из этого то, что могут воспринять, взрослым же видится здесь большее, - так и должно быть в настоящем поэтическом произведении для детей.

Также в стихах Агнии Барто переплелись две характерные для неё линии: лирическая и сатирическая. В детской поэзии Барто по праву считается создателем сатиры для детей. Она прекрасно понимала, что смех - самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. "Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность" - именно так говорил о творчестве самого детского поэта страны Самуил Яковлевич Маршак. Также он заметил, что эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Продолжая сатирическую линию, начатую Маяковским, она ввела в детскую литературу сатирическую стихотворную новеллу, сатирический портрет, веселые шаржи.

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их "примитивно рифмованными". Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор - их ровесница.

Агния Барто говорила, что пишет стихи "на вырост". Ее сатира разнообразна - можно проследить, как она развивалась и углублялась. Сначала это было высмеивание какой-то одной смешной черты в человеке (например, "Болтунья"); затем цельный сатирический портрет ("Наш сосед Иван Петрович"), потом высмеивалось уже какое-то злободневное явление в быту, в школе, в семье, несовместимое с идеей коммунистической нравственности - например, "Лешенька", или ребята, насчитывающие себе "очки" за добрые поступки ("Три очка за старичка").

Творчество Агнии Барто можно рассматривать как подъем по спирали, она словно повторяет присущие ей характерные приемы, темы, жанры - каждый раз в ином, более высоком качестве. Она совершенствует не только самый стих, словарь, рифму, размер, его смысловую насыщенность, но и характер своих героев, поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, тем самым незаметно и без нажима прививая читателю чувства добрые. Возьмем для примера знаменитое стихотворение "Уронили мишку на пол.".

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший,-

говорит маленькая девочка, и в этом видна и жалость к потрепанной игрушке, и благодарность ей, и желание защитить от кого-то.

Но вот другая, более поздняя миниатюра про жука, которого закрыли зимней рамой:

А он живой,

Он жив пока.

И ребенок требует, чтобы жука освободили. Здесь тоже добрый порыв, тоже жалость, но маленький человек раскрывается здесь по-иному, более глубоко, обнаруживая человечность, бережное отношение ко всему живому.

Воспитание чувства - вот задача, которую ставит перед собой поэт, отсюда и поиски новой лирической интонации.

Но в лирике Барто позже появились и стихи, в которых с большой теплотой раскрывается самосознание ребенка, осмысливание своего "я" ("Я люблю ходить вдвоем", "В пустой квартире", "Думают ли звери", "Я расту"). Малыш сделал необыкновенное открытие:

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул -

Но я расту,

Расту, шагая в класс.

Когда гляжу

Когда сижу в кино,

Когда светло,

Когда темно,

Расту я все равно.

В этом открытии - и удивление, и гордость, и какое-то новое ощущение себя в мире. И так естественно мир расширяется в стихах, в них уже по-другому входит природа, животные, птицы, деревья, ощущение доброго содружества с природой.

Есть и стихи "На букву "Л":

Не удивляйтесь - я влюблен,

Хотя и сам я удивлен,

Понять не в состоянье,

В каком я состоянье.

Это пока еще только шутка, веселые, смешные стихи, как и "У меня - веснушки", как и сами переживания юных "влюбленных". Но важно то, что автор касается в стихах "запретной зоны", касается тактично и без назидательности.

Точность слова, отточенность рифмы, ритмы частушек, считалок - стихи эти мастерски сделаны.

Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира.