Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Контрреволюционная сатира булгакова в в произведении "собачье сердце". Контрреволюционная сатира булгакова в в произведении "собачье сердце" Сатирическое изображение шарикова в повести собачье сердце

Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”.

Если сатирическое творчество Маяковского – это высмеи­вание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изобража­лась сама революция, большевики, советский строй. Такая ли­тература, естественно, могла появляться лишь в среде эмигра­ции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется «в стол». Из произведений этого последнего ряда наиболее выдающимся была, пожалуй, повесть Булгакова «Собачье сердце». В пришедших к власти «кожаных куртках» Булгаков видел прежде всего людей в высшей степени некуль­турных, хамов, упоенных своей властью и завоеванными «пра­вами». Именно таким оказывается созданный профессором Преображенским из собаки Шариков. Его наглая самоуверен­ность, торжествующе-победный тон, полное отсутствие не только элементарной культуры, но и хоть какой-то порядочно­сти одновременно смешны своей нелепостью и страшны тем, что этот человек с собачьим сердцем представляет собой реаль­ную силу. В этом – одна из особенностей булгаковской сати­ры: она вызывает не только смех, но и ненависть, возмущение, негодование. Но даже не в Шарикове в конце концов дело, дело в том, как ко двору пришелся он в советском мире, как быстро вписался в него: и площадь законную требует, и не угодившую невесту собирается уволить по сокращению штатов, и донос в органы на профессора и его ассистента сочиняет… История Шарикова разворачивается на фоне многих примет советской действительности, которые с точки зрения нормального куль­турного человека выглядят нелепо, а потому комично, хотя в то же время и зловеще. Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, «пере­одетая мужчиной», и журналы в пользу германского пролета­риата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совер­шенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.

Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова – своего рода «торжествующая свинья», и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных прин­ципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олице­творяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании. Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делега­ции домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уве­ренностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комиче­ский эффект – служит и введение в произведение фантастиче­ского сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.

Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно да­леким от политики человеком, но советская действитель­ность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности – культуру и цивилизацию прежде всего, – рево­люция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом – одна из важнейших функций бул­гаковской сатиры.

Здесь искали:

  • Сатира Булгакова
  • сатира в собачьем сердце
  • сатира булгакова собачье сердце

Сатира в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей.

Н. А. Бердяев

Повесть «Собачье сердце» (1925) стала одним из самых значительных произведений М.А. Булгакова. Она никогда не печаталась при жизни писателя. Долгие годы ее читали в рукописных списках, и лишь в 1987 году повесть опубликовали. Почему же это произведение было воспринято как резко сатирическое, охарактеризовано Каменевым как «острый памфлет на современность» и запрещено? М. Горький до Октября писал о том, что революционер относится к людям, как бездарный ученый к собакам и лягушкам, предназначенным к жестоким научным опытам. После Октября Горький скажет, что был произведен жесточайший научный опыт над живым телом России. А вот что писал сам академик Павлов: «Если то, что делают большевики в России, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку».

«Собачье сердце» синтетично и сложно по жанру. Оно объединяет в себе антиутопию, фантастику и сатирический памфлет. Отправной точкой развития сюжета служит научный эксперимент. Профессор Преображенский (само имя его говорящее) накануне Рождества (что также очень важно) делает сложную и необычную операцию по превращению собаки в человека. Хотя во время написания повести немало спорили о евгенике (науке об улучшении природы человека), а в медицине велись опыты по омоложению человека и победе над смертью, тем не менее для М. Булгакова научный эксперимент стал лишь основой для размышления о том, что же в сущности произошло в стране, над которой тоже ставится небывалый эксперимент - строительство социализма. Писатель с большим недоверием смотрит как на попытки создания нового общества, так и на «свободного человека», рожденного революцией.

Профессор Преображенский пытается сделать человека из собаки, пересадив ему мозг пьяницы и хулигана Клима Чугункина, убитого ножом в сердце. И что же? Шарик, став Шариковым, чем дальше, тем больше напоминает своего донора. Сделать человека из него не удается. Милый и добродушный пес Шарик наследует худшие черты люмпен-пролетария Чугункина. Новоиспеченный строитель социализма Полиграф Полиграфович Шариков (выбранное им имя указывает на «пролетарское» происхождение) отталкивает уже своим внешним видом. Это маленькое узколобое щетинистое существо мужского пола, унаследовавшее все худшие черты человека и звериную сущность собаки - собачье сердце. Шариков отличается такой же грубостью, хамством и агрессивностью, как и его донор. Но к этим качествам, возведенным в степень, прибавились еще лживость и подлость, воспитанные в нем неким товарищем Швондером, председателем домкома. Шариков начисто лишен какой-либо культуры. Нет у него и совести. Он ни к кому не испытывает благодарности и даже готов доносами погубить своего создателя.

С появлением Шарикова вся жизнь в доме профессора пошла кувырком. Бывший пес плюется и бросает окурки, преследует служанку Зину. Но при этом он жалуется, что ему не дают жить, его притесняют, у него нет своего угла. Шариков твердо уверен, что он-то имеет все законные права потеснить профессора в его квартире и жить там в свое удовольствие, пользуясь теми благами, которые заработал своим трудом профессор Преображенский. Все попытки профессора и его ассистента доктора Борменталя как-то облагородить дикое существо не приносят успеха, зато уроки Швондера дают свои плоды. Шариков быстро становится своим в новом обществе.

У профессора и Борменталя не остается другого выхода, как прекратить этот эксперимент и сделать все возможное для исправления последствий той фундаментальной ошибки, которая была допущена, так как оба ученых увлеклись научной стороной дела и не предвидели последствий.

И дело здесь не в одном человеке - жертве эксперимента. Мы видим, что Шариков очень удачно вписывается в социалистическую действительность, с которой, например, не сочетается ни профессор Преображенский, ни его ближайший помощник Борменталь. А Шариков быстро становится своим для Швондера, потому что Швондер - это тот же Шариков, только еще более уверенный в своих правах решать судьбы людей. Таким образом, своей повестью Булгаков покушается на один из лозунгов революции: «Кто был ничем, тот станет всем».

«Собачье сердце» было написано на материале советской действительности двадцатых годов XX века. И приметы времени легко угадываются в этом произведении. «Разруха не в клозетах, а в головах», «пропал Калабуховский дом» - вот та оценка, которую дает Преображенский, а вслед за ним и Булгаков, тому, что происходит в России.

Уже в самом начале повести глазами бездомной собаки по кличке Шарик мы видим жизнь Москвы того времени: следы разрушения старого мира, бытовая неустроенность. Здесь же возникает перекличка с образами из поэмы А. Блока «Двенадцать». Это и мотив вьюги, ветра, валящих с ног. Да и сам голодный Шарик, бродящий по улицам в поисках пропитания, напоминает голодного пса из поэмы А. Блока.

Новый социально-бытовой порядок изображен в повести в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует такие приемы, как гротеск (поведение Шарикова, образы членов домкома) или комическую буффонаду (например, сцена ловли Шариковым кота). Писателю удалось совместить в повести фантастику и невероятное правдоподобие. Нереальная история Шарикова воспринимается как вполне возможная.

Но важен здесь и не только внешний показ разрухи и голода. Сатира в повести еще и в другом. Булгаков открыл и резко сатирически изобразил «феномен Шарикова» - массовую низовую фигуру строителя нового общества. Без шариковых и ему подобных в России были бы невозможны раскулачивания крестьян или массовые сталинские репрессии. Ведь все эти репрессивные меры по удержанию и сохранению власти требовали огромного аппарата, состоящего из шариковых - бездумных людей с собачьим сердцем. Именно поэтому произведение пришлось не по нутру советской власти.

Более того, повесть Булгакова, хотя и была написана как сатира на социалистическую действительность, не утратила своего значения. Она весьма актуальна и сейчас. Мы являемся свидетелями многих споров о клонировании людей. А можно ли вмешиваться в природу человека таким бесповоротным и резким образом? К чему приведет производство полулюдей-полуроботов? Ученый всегда ответственен за свой эксперимент - таков вывод Булгакова.

Поэтому с некоторым сатирическим оттенком писатель изображает и профессора Преображенского. С одной стороны, это человек, безусловно, симпатичный автору. Именно он высказывает мысль о том, что недоразвитое умственное и нравственное чувство тех, кто был ничем, а станет всем, является причиной разрухи. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?». С другой стороны, Булгаков осуждает позицию невмешательства, которую занимает профессор. «Не читайте советских газет», - советует Преображенский Борменталю.

Булгаков воспринимает и показывает читателю повести эксперимент строительства социализма как весьма опасный, а итоги его как ужасные и разрушительные. Люди потеряли те вечные ценности, на которых они воспитывались в течение веков. В стране нет порядка, утрачены духовность и нравственность. Люди, поднятые революцией со дна жизни, несут в себе примитивность, убожество и псевдокультуру.

Фантастика и сатира
В повести «Собачье сердце»

В «фантастической» прозе Михаила Булгакова (повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце ») смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, Фантастика и сатира , грустное и смешное. Читателю по прочтении этих произведении зачастую делается вовсе не смешно после той картины российской действительности, которую рисует писатель. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом сочетается у Булгакова С невероятной выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальность советской жизни 20-х годов, но и выходит далеко за пределы этой реальности; он доводит изображение до полного неправдоподобия, превращает действие в трагикомедию. Так, вполне серьезный научный эксперимент, проводимый профессором Преображенским и доктором Бормента-лем, Булгаков превращает в трагифарс: из милейшего пса Шарика фантастическим образом получается омерзительный и наглый Полиграф Полиграфович Шариков.

Симпатии автора находятся целиком на стороне профессора. Филипп Филиппович не только выдающийся специалист в своей области медицины, но также человек высокой европейской культуры и независимого ума. Он весьма критически воспринимает все то, что происходит. в России. В его взглядах и суждениях очень много общего со взглядами и суждениями самого Булгакова. Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своим прямым делом. Разруха, по его мнению, происходит не в стране, а в головах у людей, когда они начинают хором распевать революционные песни, а не работают. Он решительно выступает против любого насилия и считает, что ласка - вот единственный способ, который возможен и даже необходим в обращении с живыми существами. Профессор говорит: «Террором ничего поделать нельзя... Террор совершенно парализует нервную систему».

И именно этот профессор-консерватор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира да и вообще желает посвятить себя только науке и ни в коем случае не ввязываться в политику, вдруг сам оказывается чуть ли не в роли революционера, правда, только в медицине.

Новый строй, исходя из марксистской теории, стремился из старого человеческого материала «сотворить» нового, революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому - председатель домового комитета Швондер, пытавшийся из Шарикова сделать «сознательного товарища». Этот социальный эксперимент с треском проваливается: из алкоголика и уголовника невозможно получить высоконравственную, сознательную личность даже при помощи переписки Энгельса с Каутским (этой книжкой снабдил Шарикова для «просвещения» тот же Швондер). Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается в буквальном смысле. слова «сотворить» человека, то есть берет на себя функции чуть ли не Бога, Впрочем, самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу, было наказано быстро и довольно жестоко: он в результате своего эксперимента сотворил отвратительного доносчика, алкоголика и демагога, который сумел превратить жизнь своего создателя в сущий ад.

Булгаков не жалеет ярких, сатирических красок при изображении этого по-своему типичного представителя «победившего класса» - пролетариата, потому что больше всего на свете писатель ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и страшен. С каждым днем он становится все агрессивнее, все наглее, особенно когда получает официальные документы й становится сов-служащим - заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Он уже не довольствуется тем, что душит бедных бездомных котов, он, почувствовав власть и безнаказанность, начинает «душить» людей. Так, Шариков обещает «сократить» девушку-машинистку, которая не захотела выйти за него замуж. С каким презрением и сарказмом рисует Булгаков своего героя! Писатель как бы пророчески предостерегает, что именно такие трусливые негодяи шариковы, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее любого самого опасного и жестокого зверя.

К счастью, профессор понял свою ошибку и сумел сделать обратный ход - превратить Шарикова опять в собаку. Но грозное предостережение останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.

Фантастика в повести «Собачье сердце» важна не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимая в новой действительности. Едкая сатира писателя - это то оружие, которым он сражался со швондерами и шарйковами, и талант писателя делал это оружие особенно опасным.

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце”-глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! - говорил профессор”.

Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора. Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в...

Становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной. Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы. Для того чтобы строить новое общество, ...

... . – М., 1974. 8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. 9. Гудков А. В. Коммен­тарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т.- М., 1990.- Т. 2.- С. 690). 10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996. 11. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. 12. Изучение...

Повесть. Её новаторство состоит в сложной философской концепции: по мнению автора, человечество оказывается бессильным в борьбе с тёмными инстинктами, просыпающимися в людях. Тема эксперимента в повести Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и...

Сатира в повести «Собачье сердце»

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце”-глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! - говорил профессор”.

Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

- Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.