Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Социальные изменения. Социальные изменения, их виды

Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра информатики и информационных технологий

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

«СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Направление подготовки /

Специальность: Прикладная

информатика

Выполнил(а): студент ИК-712

Телицын Дмитрий Владимирович

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук

Мустафин Иршат Рифатович

г. Нижний Новгород

Введение

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

2. Модели социальных изменений

3. Основные тенденции современного мирового развития

Заключение

Библиографический список

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Это будет достигнуто через раскрытие их сущности, причин, факторов, изучение моделей социальных изменений, а также сопоставление основных тенденций современного мирового развития.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений – эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений – эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность .

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в сонцепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов – вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии – от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный – в период развития страны и менее удачный – в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по по принципу кибернетической иерархии различных систем – организмов и личностейт как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе .

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения – это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый – это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй – адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый – обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

2. Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами ), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии .

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется .

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А – е~1 или S = aq – 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом – на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды – период и амплитуда колебаний могут со временем меняться .

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов .

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Таблица 5.2. Чередование фаз

Изменение фазы

Как видим, в рассматриваемом случае чередование фаз развития системы в целом и отдельных ее показателей не является синхронным.

Еще сложнее анализировать динамику социокультурных процессов, имеющих хаотический характер. Пример такого процесса приведен на рис. 5.14. Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют «большие скачки», амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом. Для подобных процессов удается выявить только самые общие тенденции, как это и принято в глобальных теориях социальной эволюции .

3. Основные тенденции современного мирового развития

Человечество во все времена волновал вопрос о таинственном и неизведанном течении времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация – все они подчиняются теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.

В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.

При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком .

В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются большие возможности предотвращать социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные политические, социальные взрывы чаще всего – результат неумения властных структур, социально-политических сил провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования .

Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества – вот цель прогрессивного движения .

Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. ХХ век с его невиданными ранее катастрофами – политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и рассуждениях .

Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир – средние века – Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире .

Итак, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, – как писал Н. Данилевский, – состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».

Заключение

Таким образом, каждая социокультурная система имеет свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная – календарное время – в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.

Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.

Что же касается дальнейшего мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в лету вне зависимости ни от каких условий. Таким образом, концепция постоянного прогресса – неподходящее решения для данного уравнения.

Если рассматривать всю мировую историю как чередование революций и реформ, то можно проследить и положительные тенденции, так ярко и красочно расписанные историками.

Библиографический список

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997. с. 112-114.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе. М., 1999. с. 63-67.

Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т.2, 2003, с. 68.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. с. 43.

Социальные изменения - фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последних трех столетий в мире наблюдается только одно направление социальных изменений - вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения - объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение.

Воздействие социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье. Это:

- уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции;
- рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего - психосоматических заболеваний;
- рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией;
- рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях;
- появление значительных по объему маргинализированных социальных групп - беженцев, бездомных, безработных;
- рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств - и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);
- экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;
- неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.).

Факторы, действующие на здоровье населения в условиях социокультурной трансформации общества, вызывают у больших масс населения состояние, получившее название стресса социальных изменений . В нем можно выделить морально-психологическую и экономическую составляющие.

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятивного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсюда быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широких слоев населения.

Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения . Это связано с тем, что социальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тогда как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к социальным изменениям, - «консервативный синдром», - и не только из-за угрозы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности - сайт. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений выступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской культуре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчеркивает Т. Парсонс.

Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюмпеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические реформы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэкономических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономического стресса населения - сайт. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться переносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неуспешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономического стресса.

На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следующим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укрепляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некоторые прежде низкостатусные группы меньшинств - религиозных и/или национальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жизни в бедности.

Распределение внутрисемейных ролей меняется в направлении аболиционизма, т.е. освобождения женщин от неквалифицированного домашнего труда и равного распределения властных функций в семейной группе. Снижается социальный престиж представителей старшей возрастной группы, поскольку младшие поколения утрачивают ценности жизненного и социального опыта, приобретенного в иных общественных условиях.

Наиболее ярко социальные изменения проявляются в территориальных общностях, поскольку они выступают основным видом социальных общностей, где реализуются изменения. Глубокие трансформации претерпевают социальные организации; даже сравнительно небольшие социокультурные изменения требуют крайне выраженных изменений в организациях.

Несмотря на столь тяжелые популяционные эффекты социальных изменений, исторический анализ показывает удивительно быстрое восстановление численности и здоровья популяции после реализации необходимых для общества изменений. В последнее десятилетие специалисты Всемирной организации здравоохранения говорят о возможности избежать негативных последствий вестернизации на здоровье населения путем аккультурации, т.е. сбалансированного сочетания элементов западной и собственной (нативной) культуры.

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в концепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов - вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии - от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный - в период развития страны и менее удачный - в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем - организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

  • 1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.
  • 2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.
  • 3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.
  • 4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.
  • 5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…». Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик».

89. Что понимается под социальными изменениями?

В природной среде и в человеческом обществе все постоянно изменяется. Еще древнегреческий философ - диалектик Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н. э.) высказал идею непрерывного изменения: «все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации и глобальные социальные системы.
В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.
Основным положением в концепции социальных изменений является то, что «отличия должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы», одного и того же наблюдаемого социального объекта, например конкретного общества (государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т. д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.
Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому‑либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными и долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку.
Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др.
Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого‑либо объекта или явления. Это бесконечный поток событий, модификаций, трансформаций, ϲȯциокультурных изменений.
Это также последовательность ϲȯциальных ϲȯбытий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, ϲȯциальная система существовать не может. Изменения - это результат различных процесϲȯв, происходящих в течение определенного времени.
Процессы происходят на различных уровнях ϲȯциальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, ϲȯциальная группа, организация, общество, все человеческое ϲȯобщество.
Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом ϲȯзнании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации тех или иных ϲȯбытий. При этом точек зрения на одно и тоже ϲȯбытие может быть бесконечное множество, от частично ϲȯвпадающих, до прямо противоположных. Например, большевики и многие миллионы людей в СССР и во всем мире оценивали и продолжают оценивать Октябрьскую революцию (1917) как выϲȯчайшее, прогрессивное ϲȯбытие в истории человечества, но значительное количество людей (в том числе и граждане России) оценивают это ϲȯбытие как величайшую трагедию российского (и не только) народа. Кроме того, человеческому ϲȯзнанию свойственно постоянно переоценивать уже случившееся и давать прошедшим событиям все новые толкования, таким образом происходит «конструирование в сознании людей новой социальной реальности».

90. Какие существуют теории социальных изменений?

В социологии социальных изменений существует значительное количество теорий и направлений. Рассмотрим три наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.
Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании приспособленных.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.
Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников. При это в качестве аргументов выдвигались следующие доводы:
. Многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер.
. Рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе.
. Наростающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения.
. Имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.
. Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено. Например, большинство европейских стран, в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.
. Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости - они просто качественно отличны от западных.
. Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, так как многие общества, в результате социальных изменений, оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия, в результате начавшихся в начале 90‑х годов ХХ в. либеральных реформ, по основным своим показателям (социально‑экономическим, технологическим, морально‑этическим и др.), оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.
. Классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм. В 50 - х годах ХХ в., после периода критики и опалы, ϲȯциологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания ϲȯциологов. Такие ученые, как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парϲȯнс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.
Основные положения неоэволюционизма:
. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.
. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом.
. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений.
. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.
. Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнекитайские мудрецы в различных социальных явлениях выделяли циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет; в вавилонских источниках упоминаются циклы с периодами 600, 59, 54, 19 и 8 лет; древнегреческие философы и историки Геродот, Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост - зрелость - старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали.
Русский философ и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные «историко‑культурные типы» или цивилизации. Каждая цивилизация, подобно биологическому организму, проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.
В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко‑римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности - развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.
Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения.
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге «История цивилизаций». Он считает, что траектория развития и упадка любой цивилизации напоминает не равномерно восходящую и нисходящую дугу, а «трехгорбого верблюда». За время полного жизненного цикла цивилизация переживает три подъема, вслед за которыми происходит спад. Первый подъем - сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе становления цивилизации; второй - наиболее существенный - на фазезрелости; третий - как попытка реанимировать устаревший больной организм - на последней фазе всеобщего кризиса цивилизации. Всеобщий кризис и распад знаменуют собой начало переходного периода к очередной цивилизации.
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы о теории циклических изменений в целом:
. представления о циклическом характере социальных изменений существовали уже в глубокой древности;
. циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
. любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
. фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность - ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией) на другой;
. ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
. социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека.

91. На какие виды подразделяются социальные изменения?

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.
Функциональные изменения в социальных системах носят адаптивный характер. Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие ремонты проводятся для поддержания системы в рабочем состоянии. В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.
Реформы в социальных системах. Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой‑либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Так, реформы Петра I коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.
Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из под контроля самих «реформаторов» и общественности и приобрести непредсказуемый характер. Например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя, вышла из под контроля партийно‑политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет.
Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально‑экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально‑классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и ϲȯциальное творчество. В период революции масϲȯвая активность достигает своего апогея, а ϲȯциальные изменения - невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
Революционными также называют быстрые и радикальные изменения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например, в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно‑технические открытия (научно‑техническая революция) и др.
Широкомасштабные («великие») революции, как правило, приводят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В своем большинстве они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи проблемы считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Например, П. ϲȯрокин считает, что «революция суть худший споϲȯб улучшения материальных и духовных условий жизни масс… Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».
ϲȯциальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные ϲȯциальные изменения, в результате которых ϲȯциальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.
Социальная трансформация. Трансформация (от лат. - преобразование, превращение) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.
Социальный кризис. Кризис (от лат. - решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

92. Какие социальные изменения происходят в современной России?

События, происходящие в последние 15-20 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.
За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80‑х годов ХХ в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым был провозглашен курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».
Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.; в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.
Проводимые с середины 80‑х годов реформы представляли собой попытку модернизации всего народно‑хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они в рамках существующей тогда социалистической (государственно‑монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно‑государственной элиты, что, в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (1991) и началу новых радикальных перемен в России.
Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90‑х годов ХХ в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа:
1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг. многие исследователи называют буржуазной либерально‑демократической революцией, направленной против авторитарно‑бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:
Во‑первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б.Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономистов - рыночников.
Во‑вторых, революция, как уже говорилось выше - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991-1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.
В‑третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90‑х годов в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.
2. Второй этап (середина 90‑х годов - конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.
К негативным последствиям этого периода можно отнести:
. продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
. разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
. рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и пр.);
. абсолютное и относительное обнищание населения страны;
. постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
. рост преступности и утрата людьми чувства защищенности;
. сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции;
. массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
. углубление разрыва в доходах между богатыми и бедными.
К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести:
. расгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников‑предпринимателей;
. развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
. в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.
На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или нежелание) заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была озабочена личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.
3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В.В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовала укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.
В последние четыре года наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль.
Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому прошедшие четыре года (1999-2004) по сути, являются годами утерянных возможностей.
Президент России В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию (26 мая 2004 г.) вынужден был признать, что страна восстановила лишь 40 % утерянного с 1989 г. уровня развития и что 30 млн россиян живут за чертой бедности (по данным социологических исследований бедных значительно больше).
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За последние 4 года смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте.
Приведенные выше доводы позволяют сделать вывод о том, что намечавшиеся в начале 90‑х годов реформы по модернизации российской экономики, в основном не были реализованы. Страна перешла от распределительной плановой экономики к рыночной, но достигнуто это было путем ограбления народа и полного развала экономического потенциала страны.

Литература

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто не изменяется? // Социологические исследования, 1997. № 1.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М., 2003.
Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997.
Рывкина Р.В. Драма перемен. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. Социологическая энциклопедия в 2 т. - М., 2003.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Лекции на Реф.рф
Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 1997.