Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Презентация на тему "«Алые паруса» А. Грин ". А.Грин "Алые паруса" Презентация презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему А грин алые паруса урок с презентацией


Подписи к слайдам:

Александр Степанович Грин (Гриневский) родился в маленьком городке близ Вятки в 1880 году. Детство прошло в глухом городе, среди скандалов и пьяных ссор родителей, в бедности, практически в нищете. Он работал всю жизнь, но был из неудачников, неприспособленных, непрактичных людей, что никогда не умеющих устроиться в жизни. Чудак, мечтатель, фантазер. Он жаждал воплощения своих грез в реальности, радости в жизни. Не получалось.
Грин населил свои книги племенем смелых, гордых самоотверженных и добрых людей. Он создал свой, невероятно привлекательный, романтический и вполне реальный мир. Его произведения вызывают желание жить разнообразной жизнью, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. Он словно раздвинул границы, и мир стал ярче и богаче, наполнился огнями незнакомых городов, шумом морей, лесов и ветров, человеческими страстями.
Одна из самых пленительных сказочных книг – «Алые паруса» – была задумана и написана в Петрограде в 1920 году., когда измученный, голодный, бездомный Грин, только переболевший сыпным тифом, искал каждую ночь ночлега у случайных знакомых и кормился подачками. Тогда ему помог М. Горький дал ему работу и обеспечил комнатой, где стоял стол – за ним можно было спокойно писать – Грин был счастлив.
А.С.Грин. Феерия «Алые паруса»
ВЕРЬ МЕЧТЕ СВОЕЙ…
Феерия
Прочитайте медленно слово «феерия»…Что вы чувствуете?...Согласитесь, волшебное слово…
Значение слова «феерия»
1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов2) перен. волшебное, сказочное зрелище
Ассоль
С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь
Артур Грэй
Бесстрашный, Способный к решительным действиям. Грэй решил стать капитаном и стал им

Подписи к слайдам:

Ассоль
Грэй
1. Происхождение, социальная принадлежность
Родилась в маленькой рыбачьей деревушке Каперне в бедной семье моряка, который рано овдовел
Родился в огромном фамильном замке, принадлежал к старинному аристократическому роду. Но он «родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания»
2. Воспитание
До пяти месяцев воспитывалась матерью, затем соседкой; как только девочка научилась ходить, она воспитывалась отцом, который очень любил ее. Росла среди игрушечных корабликов, сделанных отцом, и его полуфантастических рассказов о морской жизни
Мать прощала сыну все. Отец видел его редко. Артур «мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку, рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается». Из замка удалили детей служащих, изолировав мальчика от «низкого общества»
3. Образование, занятия
Отец научил ее читать и писать, девочка помогала ему мастерить и носить в город игрушки для продажи. Она «любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила». Когда она шила, «маленькие руки работали прилежно и ловко»
Читал «те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана».«Отделка щенка под капитана» состояла в том, что «в течение года он познакомился с навигацией, практикой, кораблестроением, морским правом, лоцией и бухгалтерией»
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Ассоль
Грэй
4. Поступки
Выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами; молилась, лепеча утром: «Здравствуй, Бог!» - а вечером: «Прощай, Бог!»; была уверена, что и собака могла бы заговорить, «не будь у нее тайных причин молчать»; здоровалась и разговаривала с деревьями, цветами и насекомыми; убедила угольщика, что и его корзина может «зацвести»
На картине «вынул гвозди из окровавленных рук Христа»; плеснул «горячей жижей» на кисть руки, чтобы узнать, как больно Бетси; отдал все деньги из копилки девушке на свадьбу; в 15 лет тайно покинул дом, став юнгой; мастерски вязал «на рею парус»; купил 2000 метров алого шелка на паруса
5. Авторская оценка
«Очарование»; «живое стихотворение»
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом».Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками»
Выводы о том, что же объединяет этих людей:
Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, в- четвертых, самое главное, они оба верят в мечту.
Ассоль и Грэй
Почему Ассоль и Грэй встретились?Родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью
Грэй сделал мечту Ассоль реальностью - совершил чудо!
Грэй так говорил о чудесах: «Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово»
«В чём сила этой книги?Прежде всего – в…»
- том, что она говорит о необходимости добиваться своей мечты; - в названии, так как алые паруса – символ сбывшейся мечты; - в любви и мечтах, в которые надо верить
2. «Читая эту книгу, вместе с её героями входишь …»- в мир любви и мечты; - в увлекательный мир сказки,фантастики, из которого не хочется уходить; - в мир, который учит надеяться, верить и ждать,любить, творить счастье своими руками; - в уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.
3. «Из этой книги я узнал одну истину…» - счастье можно сделать своими руками; - нужно верить в любовь и идти к своей судьбе.4. «Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя …» - не почувствовать, не понять; - упустить и ни в коем случае нельзя потерять. Жизнь дана одна, и её нужно прожить хорошо.
надо верить в чудеса …
...Мечтать - значит верить, верить - значит мечтать. Замкнутый круг. Мечта зажигает огонек в темноте, освещающий мир вокруг; вера помогает дойти до него, дает силы для осуществления желаемого. Отказаться от мечты - значит погасить огонек, остаться в кромешной тьме. Чтобы этого не случилось надо всегда следовать своей мечте.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Александр Грин «АЛЫЕ ПАРУСА»


  • Александр Гриневский, известный под псевдонимом Александр Грин, родился 23 августа 1880 года в уездном городке Вятской губернии под названием Слободской.
  • С 1906 года Грин начинает заниматься литературой. Свое первое произведение «Заслуга рядового Пантелеева» он опубликовал, подписавшись «А.С.Г.». В рассказе описывались беспорядки, происходившие в армии.

  • Первым рассказом Александра Грина, дошедшим до читателей, стало произведение «В Италию». Оно было опубликовано в «Биржевых ведомостях».
  • В 1908 году Грин выпустил сборник рассказов «Шапка-невидимка».
  • В 1919 году писатель попадает в армейские ряды в качестве связиста, однако вскоре его поражает тиф. После выздоровления Александру выделяют комнату в Петербурге, и в его жизни наступает тихий период, в течение которого из-под его пера выходят знаменитые «Алые паруса». Это произведение он посвятил своей супруге Нине Мироновой, с ней познакомился в 1918 году. Через три года они стали мужем и женой и провели вместе одиннадцать счастливых лет.


Характеристика героев

ЛОНГРЕН

  • Лонгрен - вдовец. Жена Лонгрена умирает, когда он находится в плавании. Ассоль в это время всего 3 месяца.
  • Бросает морскую службу, чтобы воспитывать дочь Ассоль.
  • Лонгрен делает игрушки-модели, чтобы прокормить семью.
  • Малообщительный, замкнутый человек.
  • Дочь Ассоль становится смыслом всей его жизни.

  • Ассоль живет в приморской деревне Каперна вместе с отцом.
  • Помогает отцу мастерить и продавать игрушки.
  • «Девочка росла без подруг».
  • "...все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности..."
  • Ассоль смотрит на окружающий мир как на тайну. Она ищет в простых вещах глубокий смысл.
  • "...Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее читать и писать..."

Ассоль - очаровательная, хорошенькая девушка


  • «…родился с живой душой»
  • Грэй рос пытливым ребенком. Он любил изучать окружающий мир.

  • Грэй родился в богатой семье и вырос в настоящем замке.
  • Отец Грэя - важный государственный человек.
  • Мать Грэя очень любила сына и баловала его.
  • Грэй рос непослушным, причудливым мальчиком.
  • В детстве Грэй читал книги.
  • Грэй вырос в полной свободе. Он всегда делал то, что хотел.

  • "...в его думающих глазах отразился блеск...»
  • "...Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой...»
  • Грэй становится капитаном собственного корабля "Секрет":

  • «…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя…» (Грэй)

  • Тема: А.А. Грин. Феерия «Алые паруса».
  • Компетенция: читательская, коммуникативная.
  • Стимул: «Из этой книги я узнал одну истину…» - счастье можно сделать своими руками; - нужно верить в любовь и идти к своей судьбе». Останутся ли алые паруса символом сбывшейся мечты навсегда?
  • Задачная формулировка : подберите строки из произведения, которые могли бы стать названиями к этой иллюстрации, и объясните свой выбор.
  • Инструмент оценивания: критерии.
  • Критерии оценивания: понимание темы, знание текста.

Разделы: Литература

Цели:

1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;

  • обучать анализу текста, интерпретации текста;
  • помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;

2) развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;

3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

  1. Гриноведы;
  2. Ассоль;
  3. Грэй;

Оборудование:

Повесть - феерия “Алые паруса” А. Грина, словарь С.И.Ожегова “Словарь русского языка” (толковый), рецензия на феерию (инд.з.), отзыв о прочитанных произведениях Грина (инд.з), эпиграфы к феерии, суперобложка к феерии, музыкальный фон, словарь (на доске), кроссворд “История любви” (инд.з), оркестр под управлением Поля Мариа, рецензия на феерию (инд.з); критическая литература (гриноведы, юные исследователи).

Эпиграфы:

Будущее, к которому мы
стремимся, рождается из
непобедимого человеческого свойства
- умения мечтать и любить.
(К.Паустовский)

В человеке заложена
вечная, возвышающая
его потребность любить.
(Анатоль Франс)

Ход урока

I. Оргмомент. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.С.Грина. Говорили о его жизненном и творческом пути, о замысле произведения и его необычном жанре - феерии. Дома вы прочитали текст “Алые паруса”. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня поделились своими впечатлениями от прочитанных страниц феерии “Алые паруса”.

IV. Беседа по тексту (со всем классом).

О ком и о чем вы прочитали? (Об Ассоль и Грэе, о взаимоотношениях юноши и девушки).

Что вас удивило, и что вам особенно понравилось в феерии? (Особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грэя, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство).

Что мечта Ассоль сбылась, она счастлива, она дождалась своего принца, как и предсказал ей собиратель песен и легенд Эгль. Счастье юных героев меня очень взволновало. Принц приплыл на белом корабле за своей принцессой и осчастливил ее. Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

V. Пересказ близко к тексту следующих эпизодов:

Встречи юных героев

Эпизод, когда Грэй одевает ей кольцо на мизинец.

Артур Грэй закупает ткань для алых парусов.

VI. Беседа по тексту. Зачитайте слова, отдельные выражения, которые вам понравились:

- “Прекрасная неизвестность” (говорит Эгль об Ассоль)

- “Дивное художественное полотно” (матрос Летика)

В ней две девушки, две Ассоль; одна - дочь матроса, ремесленника, другая - живое стихотворение

У нее богатое воображение, - говорит угольщику Филиппу, “корзина зацветет”

Счастье сидело в ней пушистым котенком, (когда увидела кольцо на своей руке) (метафора)

Палуба была, как небесный сад (сравнение)

Море спало, обведенное по горизонту золотой нитью (метафора)

Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки (сравнение) Она разговаривала с деревьями, жучками, в этом ее необычность.

А Грэй понравился?

- (Да. Он тоже очень романтичный, мечтательный. Он родился с живой душой)

Вывод Он о чем - то мечтал, и она мечтала. Оба жили в мире грез, фантазий, снов.

В мире каких грез живет Ассоль?

А Грэй? Они оба романтика по своему отношению к жизни, по своему мироощущению. Разные по своему происхождению, у каждого свой мир фантазий.

Давайте их представим. Каковы их портреты, мысли, чувства, поступки, мечты?

VII. Работа с обучающимися в группах.

Первая группа: Ассоль

Вторая группа: Грэй

Третья группа: гриноведы (юные исследователи)

I группа рассказывает об Ассоль (3 портретные характеристики: глазами Эгля (1гл.); глазами отца (гл.1 стр.152) (4гл.стр.187. глазами автора).

VIII. Прием. Устное словесное рисование.

Давайте представим себе воображаемый портрет Ассоль.

Какой бы вы ее нарисовали?

(Сидящей на берегу моря и внимательно всматривающейся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном).

А посмотрите, пожалуйста, на доску. Вашему вниманию представлены рисунки ребят. Ассоль, по их представлению, вот такая. (Звучат комментарии к рисункам. Каждый из ребят объясняет свой рисунок).

Вам понравились рисунки? (Да).

Вывод. Итак, Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывает к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство.

IХ. Исследование финальной сцены.

Как вы считаете, каким элементом сюжета можно считать их встречу? (Кульминацией)

А развязкой? (Конец феерии, когда Циммер (музыкант) сидит на корме с виолончелью и думает о счастье...).

А завязка где? (Когда Грэй надевает кольцо на палец Ассоль).

А где начало мечты Ассоль? (Когда она в 8 лет шла по лесу и увидела ручей, решила свою игрушку - яхточку с алыми парусами пустить поплавать. Уже тогда она вообразила, что это белый корабль с алыми парусами и даже разговаривала с капитаном, откуда он, и что он везет. И также протягивала руки к кораблю, как и при встрече с Грэем.)

А после того, как Эгль рассказал ей сказку про принца, это зерно ее могучей мечты он еще больше укрепил (заронил).

Х. Сообщение о Грэе.

А Грэй? Каким вы его представляете? (Он очень “сильно любил море, а любовь не любит педантов”. Под влиянием этого возвышенного чувства он был очень счастлив “между небом и землей”. Для него это был рай, а она ждала чуда, и он подарит это чудо).

На мой взгляд, Грэй является центральным героем в феерии, т.к. с ним писатель - романтик связывает решение главной идеи книги, которая заключена в словах о “нехитрой истине”: “Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. В образе Грэя мы видим вполне земного человека, а не сказочного. В нем хорошо развито духовное начало. Грэя с детства лишили общества сверстников, т.к. его мама считала, что общение с детьми прислуги замка окажет на него дурное влияние. Таким образом, Грэй жил в своем мире, один на задворках замка, на пустыре среди бурьяна и цветов.

Вывод. Эти экзотические места развивали воображение мальчика, раскрепощали его мысль. Он благородно поступил по отношению к Бетси (служанке).

Как вы считаете, что предопределило его судьбу? (Я думаю, встреча с картиной в библиотеке. Вероятно, с одним из полотен Ивана Айвазовского “Буря” или “Девятый вал”, или “Бурное море” и др. Встреча с картиной неизвестного художника предопределила его судьбу, заронила зерно его могучей мечты. Он не раз ходил в библиотеку, читал книги про моря и странствия по океанам, воображал себя капитаном. И мечта его сбылась. Он стал хорошим капитаном, пройдя и изучив все основы навигации и кораблестроения за 5 лет). (И, вообще, он осуществил две мечты:

1. Мечту Ассоль, увез её на корабле в свое сказочное царство, в свой рай;

2. Стал капитаном, к чему и стремился. Подобрал красивую музыку. Ведь это лучший аккомпанемент для любящих сердец).

Что вы еще можете добавить о Грэе?

(За 5 лет плаваний по морям и океанам Артур Грэй вырос и возмужал, что заметно отразилось и на его внешнем облике. От робкого неумелого юнги ничего не осталось, кроме “странной летящей души”.

Перед нами закаленный, многоопытный, видавший виды моряк, стал широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром. Перемены во внешности Грэя хорошо отражают перемены в его характере, образе мышления).

Чем же отличается Грэй от Ассоль?

(Мы уже сказали, что оба мечтательные, романтичные. Но Грэй - человек поступков, он действует, он активно борется за свое счастье, добивается ее руки. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, преодолевший немалые трудности в постижении морских знаний, знающий цену слову и делу, уверенный в своих решениях и поступках).

Вывод. Встреча с Ассоль помогла ему глубже познать жизнь. Решение взять в жены Ассоль приходит как естественное движение души, без натяжек и случайностей.

ХI. Прием: устное словесное рисование.

Давайте нарисуем воображаемый портрет.

Я бы нарисовал его темноволосым с короткой стрижкой, крепкого телеосложения, среднего роста, широкоплечим, с умным, внимательным, любящим взглядом, волевым подбородком.

А вот портрет Грэя на доске (рисунки)

Прокомментируйте их. (Защита рисунков)

А как вы поняли, что это романтический герой?

(В нем дух свободы, порыва, он мужчина, рыцарь, он действует активно, добивается своей цели, он очень целеустремленный. Такие герои характерны для писателей - романтиков. Это человек - борец, умеющий противопоставить себя враждебной ему атмосфере).

III группа

ХII. Сообщения гриноведов.

А что приготовили нам гриноведы, наши юные исследователи? Они работали с дополнительной литературой, критикой. У них полярные мнения. (Обучающиеся зачитывают свои материалы, делают обобщения.)

Выступления юных исследователей - гриноведов. Они использовали дополнительный материал. Вот различные точки зрения известных критиков, которые помогут нашим юным исследователям увидеть главное и сделать обобщения.

Н. Кобзев “…С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их шесть). Это импрессивный портрет, т.к. передаётся в заметно эмоциональном восприятии Эгля. Описание преисполнено беспредельного лиризма и нежности: “каждая черта Ассоль была выразительна легка и чиста, как полёт ласточки”, а имя её “так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины”. Понятие “импрессион” в переводе с французского языка “впечатление”. Не случайно впечатление от созерцания внешности Ассоль открыло Эглю главное в её духовном содержании. “Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы…” открыло и подтолкнуло к мифотворчеству, настроило на создание романтической сказки о морской дали, где однажды сверкнёт под солнцем алый парус, о принце, который увидит во сне Ассоль и приедет за ней, чтобы “навсегда увезти в своё царство”, “в блистательную страну, где восходит солнце”. Так были брошены семена крупной мечты на благодатную почву души Ассоль. Сказка оказалась пророческим предсказанием.

В этом моменте необходимо ещё раз обратить внимание на то, как у Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя, к тому, что чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни.

В. Харчев обращает внимание нас, читателей, на “словесный портрет” Ассоль, который лишен точных реалистических подробностей, но черты несут отпечаток “особой духовности, устремлённости к чуду, погруженности в мир мечты. “Проблема соотношения романтического и реалистического раскрывается при анализе встречи Ассоль и Грэя как закономерного исполнения предсказания, живой мечты, в которой, “так тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров”. Принцип изображения духовного через реальное воплотился в “своеобразном реалистическом романтизме”. “Рай”, т.е. счастье, достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль. Выйти из тьмы бездуховного существования – такая возможность заложена в каждом человеке. Автор убеждает нас, что, если труд будет одухотворён мечтой, он станет творчеством. “Алые паруса” как символ мечты и веры в её исполнение стали знаком XX века, который так страстно стремился к счастью, мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды, заслуженного счастья. Оказывается, сказки, феерии, стихи, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.

“Пурпурный дым” - возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости. Ведь идеал Грина столь же романтичен, сколько и реалистичен: “сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранить неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.

К. Паустовский “Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал лёгкое головокружение от первого же глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран”.

Н. Вержбицкий “Как отрадно видеть, что за последние годы мы всё больше и больше привыкаем видеть в добре не отвлечённую “категорию”, а вполне материальный, осязаемый и ощутимый инструктаж жизни. Вот тут-то нам и помогает всё созданное Александром Степановичем Грином, потому что тон писал сердцем, горящим незатихающей любовью к людям, верил в мечту, обладал колоссальным воображением. Из так называемых нравственных качеств, которые я имел возможность отметить у Грина, меня больше всего привлекали: доброта, врождённая и естественная деликатность и то, что мы понимаем под словом порядочность, - душевная чистота. Меня всегда поражало, что в обстановке тогдашнего всеобщего озлобления, темноты и тупости всё же не огрубела душа этого человека. Больше того, он всё время хранил в ней и накапливал чудесный дар любви к добру и красоте. Вот это было поистине чудо, которое, не боясь преувеличения, можно назвать верхом духовного мужества и самообладания”.

В. Рождественский “Далеко не всем юным его читателям известно, какая нелёгкая, а порою горькая жизнь досталась на долю этому человеку, который умел давать другим столько радости, веры в свои творческие силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, так как он сам был очень мечтательным и романтичным”.

М. Слонимский “Произведения Грина подчас куда ближе к сказке, чем к традиционной литературе. И форма сказки особенно удалась Грину в “Алых парусах”. В этой феерии есть оптимизм, лишённая мистицизма вера в возможность счастья на земле, вера в то, что счастье может быть организовано умом, сердцем, волей человека, его трудом”.

Л. Борисов “Упорство, воля, неистребимая любовь к своему произведению, вера в необходимость того, что ты делаешь, - всё это в совокупности помогло Грину не потерять и в неприкосновенности сохранить свой строй языка. Нужно было быть очень талантливым человеком, чтобы сохранить в себе то, что дорого нам сегодня в необыкновенном, редкостном наследии А. Грина”.

Н. Матвеева “Мир Грина – это тот мир, где плещут синие волны, цветут олеандры и происходят всякие чудеса. Чистота сердца – вот основа основ для Грина. И уже только потом – в синих морях, а не то – не бывать им такими синими. Чувство чести, долга, человеческого достоинства – всё это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд – вот основа человеческой жизни”.

Учитель. Итак, необычные судьбы, необычные обстоятельства, необычный язык произведения и жанр необычный! (феерия)

ХIII. Индивидуальное задание. №1 Что это за жанр феерия?

Феерия - (фр.от fee -фея, волшебница, (два словаря: С.Ожегов и Горбачевич)

Давайте запишем в тетрадь. Феерия - (фр.от fee -фея, волшебница)

1) жанр спектаклей, в которых обычно изображаются фантастические или необыкновенные происшествия, применяются различные постановочные эффекты, сценические трюки, превращения и широко используются световое и звуковое оформление; как особый театральный жанр феерия возникла во Франции в XVII веке; получила распространение в России во второй половине XIX в, зрелищностью и изобретательностью отличались феерии режиссера М.В. Лентовского;

2) цирковое представление, иногда сюжетное, с использованием различных трюков.

Индивидуальное задание № 2.

Кто герои в нашей феерии? Как мы о них узнаём?

XIV. Беседа о языке произведения.

Каков язык произведения? Какие изобразительно – выразительные средства использует Грин, описывая наших юных героев?

(Сравнения, эпитеты, метафору).

Сравнения встречаются чаще: "теплый, как щека, воздух пахнул морем," "гребень вала напоминал крылья гигантской птицы", "раздавался шум как бы долгих обвалов", "и его речь стала краткой и точной, как удар чайки в струю воды," "ее страстный шепот был звучен, как полное биение сердца," "как масло, вылитое в скачущий разрыв волн, смиряет их бешенство" и др.

Метафора встречается реже.

"Пурпурный дым" - это звучит как возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.

XV. Беседа. Почему символом первой любви является вот эта феерия “Алые паруса”?

(Потому что здесь показаны сильные романтические чувства, их мечтания, их общая устремленность в мир мечтаний и грез).

(парус как атрибут фортуны (судьбы), ну а в цвете алом (теплом тоне) заключено теплое, нежное, самое святое чувство на земле - это любовь.

Чем заканчивается феерия?

XVI. Вывод. Учитель (Запись в тетрадь)

Для нас, людей XXI- го века, “Алые паруса” - олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, т.е. такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за свое существование.

Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии “Алые паруса”.

Для него самое главное - сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку (как сделал Грэй для Ассоль)

Ребята, а как вы понимаете слово счастье? Это ваше домашнее задание. Напишите самый лучший рецепт счастья.

Для вас, ребята, чем стала феерия? (Открытие романтического мира моря, свободы, отваги, мечты, любви, счастья.)

XVII. Итог урока. Итак, чему научил нас писатель? Какие нравственные вопросы ставит он перед нами? Чему учит?

Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

Феерия заканчивается на оптимистической ноте, герои не изменяют своей мечте, они верят в счастье. Эта книга учит молодых людей быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.

Творческое задание (индивид)

  1. Защита рисунков.
  • А.С.Грин «Алые паруса»
  • Выполнила: ученица 9«в» класса
  • Кугергина Валерия
  • Учитель: Лапина Галина Николаевна
А.С.Грин. Феерия «Алые паруса»
  • Секрет человеческого счастья
Замысел «Алых парусов»
  • «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование… И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия»
Александр Степанович Грин
  • Настоящее имя –
  • Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский
  • 1880 – 1932
Значение слова «феерия»
  • 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов
  • 2) перен. волшебное, сказочное зрелище
«Алые паруса»
  • I – Предсказание
  • II – Грэй
  • III – Рассвет
  • IV – Накануне
  • V – Боевые приготовления
  • VI – Ассоль остается одна
  • VII – Алый «Секрет»
Идея
  • «Человек в порыве к счастью
  • способен сам совершать чудеса»
  • К.Паустовский
Художественный метод А. Грина
  • Особый тип образного видения мира и отражения действительности
  • Типы творчества
  • Реалистический
  • Реалистический
  • Поэтизирует море
  • Вера в мечту
Романтика А.Грина
  • Изображает жизнь как она есть и какой она должна быть
  • Создает невероятный мир, полный заманчивых событий, возбуждающий в людях желание разнообразной жизни
  • Особенный герой в особых обстоятельствах, его умение любить
  • Поэтизирует море
  • Вера в мечту
  • Судьба – проявление высшей воли и одновременно следствие поступков человека
  • мечта
  • свобода
  • любовь
Премия имени Александра Грина
  • Премия имени Александра Грина
  • В 2000 году к 120-летию со дня рождения А. С. Грина Союз писателей России, администрация г. Кирова и г. Слободского учредили ежегодную Российскую литературную премию имени Александра Грина за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды.
  • Бюст на набережной имени Грина в г. Кирове
  • Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005
  • В 1960 году, женой писателя открыт Дом-музей писателя в Старом Крыму.
  • В 1970 году в Феодосии также создан литературно-мемориальный музей Грина.
  • К столетию со дня рождения, в 1980 году, открыт Дом-музей Александра Грина в городе Киров.
  • В 2010 году в городе Слободском создан музей Александра Грина.
  • 1958 - Акварель
  • 1961 - Алые паруса
  • 1967 - Бегущая по волнам
  • 1969 - Колония Ланфиер
  • 1972 - Моргиана (рецензия)
  • 1983 - Человек из страны Грин (телеспектакль)
  • 1984 - Блистающий мир
  • 1986 - Золотая цепь
  • 1988 - Господин оформитель
  • 1992 - Дорога никуда
  • 1995 - Гелли и Нок
  • 2007 - Бегущая по волнам
КНИГА- ВАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИР ФАНТАЗИЙ.
  • Не поленись, прочитай ее!

Александр Грин «Алые паруса»

Слайд 2

Факты биографии

Грин, Александр Степанович (1880-1932), наст. фамилия Гриневский, русский прозаик, поэт. Родился 11 (23) августа 1880 в Слободской Вятской губернии. Его отец Степан Евсеевич Гриневский (1843-1914) был ссыльным поляком (потомственный дворянин Дисненского уезда Виленской губернии), участником национально-освободительного восстания 1863 года. Мать Александра (русская) умерла, когда мальчику было 13 лет.

Слайд 3

С детства Грин любил книги о мореплавателях, путешествиях, мечтал уйти в море матросом. Движимый этой мечтой, делал попытки бежать из дома. В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса - Батуми - Одесса. Вскоре решил оставить карьеру моряка. Перепробовал много профессий - был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале., артистом.

Слайд 4

Во время гражданской войны он печатает свои произведения в журнале «Пламя». В революционные годы в Петрограде Грин начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Эта повесть является самым известным его произведением. Считается что праобразом Ассоль, является жена Грина, Нина Николаевна.

Слайд 5

Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это - история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель - для всех нас…

Слайд 6

Феерия (франц. feerie, от fee - фея, волшебница), 1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XYII в. 2) Цирковое представление с использованием различных эффектов. 3) Волшебное, сказочное зрелище. Какое из этих определений имел в виду автор?

Слайд 7

События романа Александра Грина «Алые паруса» разворачиваются в небольшом поселке Каперна. Действующие лица романа – Лонгрен, бывший матрос, его дочь Ассоль, капитан Артур Грэй. Роман состоит из семи частей: повествование ведется от лица автора.

Слайд 8

Грин перенес действие в город Каперну, в названии которого литературоведы впоследствии находили созвучие с евангельским Капернаумом. История любви Ассоль и Грэя, их осуществившейся мечты, была основана на убеждении, высказанном Грином: "Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками..."

Слайд 9

В Евангелии Капернаум – «Селение Наума» на берегу Галилейского моря. Созвучие и сходство одного и другого города несомненно подразумевалось Грином. Капернаум в Евангелии – место проповеди Спасителя, город, где Им было сотворено множество чудес.

Слайд 10

Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом.

Слайд 11

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА И КОМПОЗИЦИИ

Сюжет строится на экстремальных ситуациях и обстоятельствах, в которых проявляется истинная человеческая сущность героев.

Слайд 13

Вспомните, с чего начинается произведение?

Слайд 14

Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу. Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к ЧУДУ - и чудо нашло ее.

Слайд 15

Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль.

Слайд 16

1. Как относились к Ассоль окружающие? 2. Почему девушка верила в свою мечту? 3. Как вы относитесь к ней?

Слайд 17

В повести Александра Грина "Алые паруса" отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер. А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом.

Слайд 18

Контрастом невинной душе героини служит грубость и приземленность нравов жителей приморского поселка. Знаменательна беседа маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который говорит ей: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен.

Слайд 19

Какое из определений верное?

Герой живет и действует в экстремальных обстоятельствах, в мире грозном, несущем опасность. Герой – сильный человек, он мужествен, способен рисковать и противостоять опасности. Герой – истинно благородный человек, способный преодолеть в себе мелкое, эгоистическое, злое.

Слайд 24

Александра Грина называют последним романтиком. Его романтизм - это способность творить чудеса своими руками, это - вера в мечту, в свои алые паруса, это - умение любить. В сюжете «Алых парусов» нет ничего сказочного, ничего волшебного. Все здесь - быль. Все высокое, прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». «Алые паруса» - это трепетная, искренняя поэма о любви, о силе мечты. «Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. У каждого свои паруса.

Посмотреть все слайды