Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Новое в законе о торговле. Торговые сети легко смогут обходить запреты нового закона о торговле Нарушение 381 фз

Торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров придется пересмотреть условия своих договоров.
Скорректирован Закон о госрегулировании торговой деятельности и КоАП РФ.
Антимонопольные правила, требования и запреты распространены не только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставку продовольствия, но и на лиц, входящих с ними в одну группу в соответствии с Законом о защите конкуренции.
В связи с этим уточнено понятие "торговая сеть". Ею признается также совокупность 2 и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц.
Дано определение услугам по продвижению товаров.
Ограничен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Он составляет не более 5% от цены приобретенных товаров (ранее ограничивался только размер вознаграждения – не более 10%). При этом в расчет указанного совокупного размера не включаются НДС и акциз.
Сокращена максимальная отсрочка оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия: с 10 до 8 рабочих дней с даты фактического получения продукции – для товаров со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 25 – от 10 до 30; с 45 до 40 – свыше 30 и для российской алкогольной продукции. При этом поставщик обязан передать торговой сети документы, связанные с поставкой товаров, не позднее 3 рабочих дней с даты фактического получения продовольствия.
Торговым сетям и поставщикам, в частности, запрещено заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар, в том числе договор комиссии, поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров. Исключение - если они заключаются внутри одной группы лиц и (или) между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.
С 2 месяцев до 1 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Уточнены составы правонарушений и санкции за их совершение.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования. Условия ранее заключенных договоров поставки и иных соглашений должны быть приведены в соответствие с внесенными поправками до 1 января 2017 г.

Поправки в закон «О торговле» не помешают работать из-за неточностей формулировок

Сергей Илюха: Ритейлеры и поставщики могут обойтись косметическими изменениями в договорах

пять процентов

Читаем внимательно:

Вывод:

Сейчас все, кто имеет отношение к розничной торговле, активно обсуждают подписанный 04.07.2016 года президентом Владимиром Путиным Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6)

Все мы люди занятые, и часто не анализируем законодательные акты, а доверяем мнению «экспертов». Я, честно говоря, до последнего времени писал свои обзоры по этому поводу, опираясь на аналитические статьи и новости, написанные корреспондентами, «дающими информацию из первых рук». И вот, наконец, выделил несколько дней и занялся детальной проработкой ФЗ 704631-6 и его возможных правовых последствий.

Предыстория: как ритейлеры адаптировались закону «О торговле»

В 2009 – 2010 годах я был финансовым директором сети SPAR Тула и параллельно руководил несколькими товарными категориями и деятельностью юридического департамента по вопросам, связанным с коммерцией и финансами. Так что принятие закона «О торговле» (381-ФЗ), что называется «пропустил через себя». Основным изменением, которое внес 381-ФЗ в отношение сетей и поставщиков - ограничил размер торговой премии за объем выборки 10 % и запретил «листинг» (плату поставщика за право поставлять товары в сеть). После принятия закона все ритейлеры изменили размер премии с 20 или 30% на 10, а все остальные выплаты поставщиков перевели в договоры об оказании услуг «по продвижению продукции».

Тогда с точки зрения распределения прибыли между поставщиком и сетью, если честно, мало что изменилось.

Какие изменения принес с собой ФЗ 704631-6?

Перехожу к пошаговому анализу одновременно трех документов:

    Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»

    Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    Федеральный закон «О защите конкуренции»

Первое, что бросилось в глаза, это определение «услуг по продвижению товара»

б) дополнить пунктом 10 (статью 2 закона «О торговле») следующего содержания:

Вдумайтесь, «услуги по продвижению товара - ….либо осуществление иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров»

Можно сказать, что в законе использована формулировка, которая объясняет, что «масло – это все, что можно назвать маслом».

Новая редакция пункта 4 статьи 9 звучит следующим образом:

«4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза , исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»

Я специально привел весь пункт целиком. Казалось бы, все ужасно. Премия не больше 5%, причем база для расчета уменьшена на величину НДС и акциза. Эти жалкие 5% включают все услуги по продвижению!

Кроме того, если вчитаться более внимательно, данный пункт ограничивает размер премии по договору поставки хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки хозяйствующему субъекту, ведущему торговую деятельность. Не указано, что «путем создания розничной сети». То есть, фактически, действие данного пункта распространяется и на отношения производителя и его дистрибьютора!

Производитель не может платить никому и сам должен организовывать и оплачивать всю цепочку сбыта и продвижения продукции. Или закладывать все в цену. Возможно, дарить товар…

« 6. Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается»

Все! Круг замкнулся! 5 % и все!

В пункте 7 немного (от двух рабочих до 5 календарных дней) уменьшены сроки оплаты за поставленный товар. Изменена дата начала отсчета отсрочки – теперь это «дата фактической приемки товара». Сетям понадобится дополнительное финансирование для приведения своей задолженности за поставленный товар в соответствие с новыми требованиями!

В новой редакции пункт 11 статьи 9 будет звучать так:

«11.Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг»

Но ведь именно этот пункт позволил в 2009 году перевести все бонусы в договоры оказания услуг! Значит, можно не менять договоры оказания услуг, по которым и шли основные выплаты поставщиков ритейлерам?

Что же это означает? Неужели коллизия? Пункт 11 противоречит пункту 4?

Это означает, что по-прежнему разрешены любые договоры оказания услуг между хозяйствующими субъектами!

Читаем внимательно:

    Статья 9 381 ФЗ называется "Права и обязанности.... в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров» . Т.Е. ТОЛЬКО ДОГОВОРА ПОСТАВКИ.

    Пункт 4, начинается словами "Соглашением сторон договора поставки..... МОЖЕТ предусматриваться включение в его цену вознаграждения..... Совокупный размер вознаграждения (ИМЕННО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, которое может быть включено в договор поставки) не может превышать 5 %...

    Запретительный пункт 6 говорит о том, что запрещена выплата вознаграждений, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННЫМ ЗАКОНОМ.

    И, наконец, пункт 11 «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги МОГУТ оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Вывод: Стороны могут включать или не включать выплату премии или оплату услуг по продвижению в Договор поставки. В этом случае они могут заключить Договор об оказании услуг по продвижению товара. Стоимость таких услуг не регламентируется. Оказание таких услуг не противоречит пункту 6, так как разрешено данным законом

1. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. Хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона положений.

4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Не допускается выплата указанного в части 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

7. В случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

8. Сроки, установленные частью 7 настоящей статьи, исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять.

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ.

10. В договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора. Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается.

11. Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

12. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. При заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.

13. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

5) возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

14. Требования, установленные настоящей статьей, распространяются на действия (бездействие) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ

    Решение от 20 декабря 2018 г. по делу № А75-16144/2018

    Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)

    Пункта 2.4.2 договора, устанавливающих сроки оплаты товара, поставленного по договору. По мнению истца, положения данного пункта договора противоречат императивной норме части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), согласно которой в случае, если между...

    Решение № 21-1026/2018 от 18 декабря 2018 г. по делу № 21-1026/2018

    Алтайский краевой суд (Алтайский край) - Административные правонарушения

    НДС) - инвестиции за товарооборот по ассортименту (Приложение 1) Торговых марок «Роллтон», «BIGBON» и «Петра» во всех магазинах сети (Приложение 2). Оплата - ежемесячно через выплату премии; - 9 % (скидка в С/Ф при от цен без НДС) - инвестиции за соблюдение доли на полке в сети по группе быстрого приготовления-не менее 80% в магазинах сети...

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А56-122452/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Первой рабочей среды после истечения указанного в Приложении № 1 срока оплаты, если более ранний срок не предусмотрен действующим законодательством. В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и...

    Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А48-8447/2018

    Арбитражный суд Орловской области (АС Орловской области)

    Литер А, офис 304, ОГРН 1149102088266) к обществу с ограниченной ответственностью «Винком плюс» (302009, Орловская область, Орловский район, сельское поселение Платоновское, ул. Северный Парк, д. 9 , ОГРН 1113256016301) о взыскании 2 168 200 руб. 32 коп., при участии в заседании: от истца – не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика – не явился, извещен надлежащим...

    Постановление от 29 ноября 2018 г. по делу № А65-30870/2017

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    Не реализацией зерна. Рекомендованные цены на закупку не являются обязательными. Суды указали, что ГУП «РАЦИН» в силу части 2 статьи 8 и части 3 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» самостоятельное устанавливает цены на продаваемые товары. Само по себе установление...

В прошедшее воскресенье Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». 4.07.15 закон был опубликован на Официальном портале правовой информации.

Новый закон, по замыслу депутатов, должен облегчить поставщикам сотрудничество с торговыми сетями, ограничив объём выплат поставщиков торговым сетям при поставке товара и сократив отсрочки оплаты сетями полученных товаров.

По информации экспертов, в настоящее время торговые сети постоянно навязывают производителям под видом добровольных выплат дополнительные услуги, а поставщики, заинтересованные в продаже своих товаров в крупных магазинах вынуждены соглашаться с условиями торговых сетей.

«Необходимость принятия изменений обусловлена действиями крупных торговых сетей по превышению 10% вознаграждения от цены приобретаемого товара, путем навязывания заключения иных договоров (например, таких как договор оказания услуг, направленный на продвижение товаров), либо путем включения в договор поставки различных услуг (упаковка, обработка товара), что создавало обременительные условия для поставщиков» — рассказывает юрист компании Юрколлегия Станислав Лукшанов.
После принятия закона, совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговым сетям поставщиками в связи с приобретением ими определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров без учёта НДС и суммы акциза.
По словам Станислава Лукшанова: «Ранее торговые сети сами могли устанавливать размеры такого вознаграждения для всех поставщиков в одинаковой фиксированной сумме, независимо от объемов поставок, что существенно снижало уровень прибыли для малого бизнеса. Прямое обращение в арбитражные суды с требованиями признать такие условия нарушающими права поставщиков, к положительному исходу, как правило, не приводило.
Прежний закон не содержит прямого запрета, и чтобы добиться отмены подобных условий, поставщикам приходится обращаться с заявлением в антимонопольную службу со ссылкой на несоблюдение торговой сетью антимонопольного законодательства и нарушение Закона о торговле».

Новый закон запрещает торговым сетям включать в договоры поставки продовольственных товаров условия, связанные с оказанием услуг по продвижению поставленных товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке и иных подобных услуг и запрещает понуждать контрагентов к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению продовольственных товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.

Нарушение этого запрета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

Но, по мнению Станислава Лукшанова, поправки могут не возыметь желаемого действия: «К сожалению, нет гарантии того, что торговые сети не смогут обходить введённые законом запреты. Изменения в Закон дают определение торговой сети и запрещают понуждение к заключению договора оказания услуг, в том числе и с третьими лицами, но уверенности, что данный механизм не будет использоваться в будущем с компаниями, не входящими в единую группу, нет. Понуждение - это сложно доказуемый элемент, ведь сети не направляют каких-то официальных письменных требований поставщикам».
Кроме того закон запрещает торговым сетям и поставщикам взимать и вносить плату за право поставки товаров и за изменение ассортимента, возмещать расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары (за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика), а также запрещает возмещать расходы, не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

В связи с тем, что торговые сети часто затягивают оплату поставленного товара поставщикам таким образом «кредитуясь» за их счёт, решено сократить максимальные сроки оплаты товара поставщикам. Согласно принятому закону, продовольственные товары, срок годности которых составляет менее десяти дней, подлежат оплате в срок, не позднее чем восемь рабочих дней со дня приёмки товара. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок, не позднее чем двадцать пять календарных дней, а продовольственные товары, со сроком годности свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок, не позднее чем сорок календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, т.е. с 15 июля 2016 года.

Заключенные до вступления в силу поправок действующие договоры необходимо будет привести в соответствие с новым законом до 1 января 2017 года.

С 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие новой редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», признаются утратившими силу.

В Государственной Думе готовятся к рассмотрению во втором чтении поправок в Закон о торговле. Депутаты хотят защитить интересы производителей, производители хотят, чтобы их интересы защитили, но не уверены, что предложенный депутатами вариант является правильным. Ритейлеры наблюдают, как завершается очередной виток государственного регулирования в сфере торговли.

Сергей Илюха,

генеральный директор ООО «Лига Коммерсантов»

В этой статье вы прочитаете:

  • Что ждет предпринимателей после внесения изменений в Закон о торговле-2016
  • Как перестроить работу после изменений в Законе о торговле-2016

По общему мнению, решением проблем при взаимодействии поставщиков и ритейлеров могут стать саморегулирующиеся организации, но пока их статус не понятен, а механизмы работы находятся на стадии разработки. Вывод: очень вероятно, что скоро мы будем жить и работать при новой редакции 381 ФЗ.

Лучшая статья месяца

Заканчивается первое полугодие 2018 года — пора подводить промежуточные итоги. Даже если коммерческие показатели компании выросли по сравнению с прошлым периодом, убедитесь, нет ли скрытых сложностей в работе компании, которые могут принести неприятности.

Чтобы диагностировать проблемы, заполните чек-листы из нашей статьи и узнайте, на какую сторону бизнеса обратить внимание.

Что же изменится в работе ритейла, как эти изменения в Законе о торговле-2016 повлияют на работу с поставщиками, какие риски и возможности принесет новая редакция Закона о торговле? Ответим последовательно на все эти вопросы.

Для наглядности я свел все поправки, которые могут повлиять на экономику сотрудничества поставщика и розничной сети в одну таблицу.

Таблица 1. Изменение экономики сотрудничества розничной сети и производителя

Изменяемый показатель

Вознаграждение за объем выборки

Оплата за оказание услуг по продвижению продукции *

По договоренности согласно промо плана. Логистические услуги отдельно

База для расчета премии

Цена поставляемого товара

Цена поставляемого товара за вычетом НДС и акциза

Срок оплаты за поставленную продукцию

10 рабочих дн.

30 календарных. дн.

45 ккалендарных. дн.

5 или 8 рабочих дн.

20 или 25 календарных дн.

35 или 40 календарных дн.

Начало отсчета отсрочки платежа за поставленный товар

Дата предоставления полного пакета документов

Дата приемки товара

Вводится запрет на оплаты и компенсации за:

Поставки в новые магазины, ротацию,

возвраты

При этом к услугам по продвижению продукции предлагается относить услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем:

  • рекламирования продовольственных товаров;
  • осуществления их специальных выкладок;
  • исследования потребительского спроса;
  • подготовки иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
  • либо иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров

А равно путем

    оказания логистических услуг, в том числе по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки указанных товаров (нет единого мнения о целесообразности отнесения логистических услуг к услугам по продвижению).

Иными словами, при цене поставляемого товара 100 рублей расходы производителя составляли:

Рис. 1. Примерная структура расходов поставщика при работе с розничной сетью при существующей редакции Закона о торговле

Из чего же сегодня складываются расходы поставщика:

Премия за объем выборки – до 10 % от стоимости поставленной продукции. В зависимости от договоренностей в качестве базы для расчета премии может быть принята стоимость отгруженной продукции с НДС или без.

Логистический бонус (компенсация логистических расходов сети в случае, если товар поставляется на распределительный центр) – до 5 % от стоимости отгруженной продукции.

Промобюджет – расходы на продвижение продукции (перечень статей выше). В зависимости от структуры промо плана (предусмотрены ли дополнительные выкладки, участие в рекламных буклетах и рекламных акциях), а так же от существующего объема продаж, промо бюджет может быть согласован в виде промо плана с фиксированной стоимостью каждого мероприятия, или же в процентах от планируемого товарооборота. В этом случае бюджет может достигать до 20 %.

Расходы на кредитование сети. Если отсрочка платежа за поставленный товар составляет 45 календарных дней, а стоимость кредита, допустим 12 %, то расходы поставщика на предоставление товарного кредита можно считать равными 1,5 %.

При цене отгрузки в сеть 200 рублей расходы производителя могут составлять 73 рубля. При этом следует учесть, что все контролирующие органы уже много лет борются с навязыванием поставщику услуг, так называемым фальш – маркетингом и прочими поборами со стороны розничных сетей. Так что все поставщики, которые поставляют ликвидные товары и имеют право защищать свои интересы, уже давно не платят «подати».

По замыслу разработчиков законопроекта, все бюджеты должны быть переведены в цену. В этом случае модель сотрудничества приведена на рис 2.

Рис. 2. Примерная структура расходов производителя при работе с розничной сетью при новой редакции Закона о торговле

Все расходы: промобюджет, потери сети от уменьшения премии, потери сети от уменьшения отсрочки, по замыслу разработчиков, необходимо перевести в цену. В этом случае цена отгрузки должна составить 145 рублей и до розничной цены сеть должна делать наценку более 70 %. Кроме того, из за снижения базы для расчета с 200 до 145 рублей, возрастет в процентном выражении логистический бонус (если его все-таки разрешат оплачивать).

Этот вариант очень рискован как для ритейла, так и для производителя.

Ритейлерам опасно делать большую наценку. У любой проверки будет много вопросов, почему наценка 70 %, а не 50 или 30? Кроме того, велика вероятность снижения промо активностей: специфика работы ритейлеров такова, что согласование акций за счет бюджетов, предоставленных поставщиками по отдельному договору, происходит значительно легче, чем согласование проведения акций за счет собственной доходности!

Если же поставщики откажутся предоставлять скидку в цене, модель маржинальности для розничной сети рухнет. Ритейлер вынужден будет или сократить количество промо акций, или поднимать цены – от этого пострадает конечный потребитель и имидж сети. Второй вариант: оптимизировать ассортиментную матрицу, оставляя только самые доходные и высоко оборачиваемые товары – от этого пострадают небольшие производители и опять же потребитель.

Для того, чтобы понять все риски производителя после внесения изменений в Закон о торговле-2016, необходимо вспомнить основы категорийного менеджмента.

При выборе различных товаров покупатель использует разные критерии. Если главное – цена, то категорию называют ценовой. Если основные продажи в категории делают товары нескольких производителей, категорию называют брендовой. Если же в категории нет явных лидеров, а для покупателя важен ассортимент – категорию называют ассортиментной. Если товар не является лидером в своей категории – необходимо проводить промо акции для повышения объемов продаж.

Как известно большинству производителей:

если товар – лидер в ценовой категории: закупки идут по тендерной системе. Главное – цена и соответствие стандартам качества. Премии минимальны, промо в основном ценовые.

если товар – лидер в брендовой категории, то рыночная сила его производителя соизмерима с рыночной силой сети. Реклама – федеральная, промо – федеральные, цены – федеральные, условия тоже федеральные.

если же товар не является лидером в ценовой или брендовой категории или же относится к ассортиментной, то его необходимо активно продвигать. В этом случае производителю необходимы бюджеты. Закон ограничивает совокупные выплаты пятью процентами. Но не это главное. Главное то, что даже скидка в цене будет весомой только в том случае, если она дается на большой объем.

Итак, прогнозируемые последствия внесения изменений в Закон о торговле-2016 для производителей:

– производители, имеющие в сети большой ассортимент как ликвидных, так и ассортиментных товаров, смогут активно развивать свои продажи, перераспределяя бюджеты внутри ассортиментного портфеля.

– фермеры, небольшие производители, новые игроки не смогут проводить акции, так как 5 % от 100 000 рублей – это 5 000 рублей. На это акцию не проведешь! В результате товар будет вымываться с полок. Или есть другой вариант – привлекать сторонние агентства (не аффилированные!!!) и оплачивать их комиссию, раз нельзя напрямую договариваться с сетью.

– продумайте модель работы при приятии новой редакции 381 – ФЗ

– проработайте альтернативные каналы сбыта на случай прекращения отгрузок в сети, потребовавшие дополнительных скидок

– найдите партнеров, которые помогут вам проводить промо по новым продуктам и в новых сетях до того момента, как продажи достигнут такого уровня, при котором предусмотренные законом 5 % дадут возможность эффективного премирования и продвижения

– имейте дополнительную схему поставок на случай, если новая редакция запретит оплату логистического бонуса

По-настоящему партнерские отношения, независимо от изменениий в Законе о торговле-2016, можно построить только с той сетью, которой нужен ваш товар (входит в ТОПы, лучше конкурентов, решает важные для сети задачи), вы поставляете достаточно широкий ассортимент продукции, уровень доходности внутри ассортиментного портфеля позволяет вам не только зарабатывать, но и проводить эффективное промо, а уровень сервиса стремится к 100 %.