Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Этические аспекты психологической диагностики. Профессионально-этические аспекты психодиагностики Психологические и социально этические аспекты тестирования

«Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики »

Практическая педагогика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-логический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к педагогике и к педагогам предъявляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них - соблюдение тайны педагогики, научная обоснованность педагогических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования; объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов педагогики.

Принцип соблюдения тайны педагогики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась педагогика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их педагогики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда педагогика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Понятие “информированное согласие” нуждается в следующем пояснении. Обследуемый должен быть, конечно, осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

Принцип конфиденциальности , как и проблема сохранения тайны, проблема конфиденциальности волнует зарубежных педагогов. Она имеет много сторон. Основной вопрос ставится так: “Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?” Среди разных сторон этого вопроса – неразглашение содержания теста. Опасность неверного понимания тестовых оценок и необходимость для разных лиц знать результаты тестирования.

В настоящее время усилилось осознавание человеком собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов.

Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика результаты тестирования, но исследователи чаще всего приходят к мысли, что важнее определить, как это делать. Обычно родители имеют законное право на получение информации о своем ребенке. Чаще всего они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителями. В таких условиях контакт консультанта, психолога-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.

Если обследование проводится в учреждении, как, например, в школе, суде или при оформлении на работу, индивид должен быть заранее проинформирован о его целях, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован. Разные ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенные в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые и сохраняемые в течение длительного времени, могут быть очень полезными не только для исследовательских целей, но и для правильного понимания и консультирования самого индивида. Однако их ценность предполагает правильное использование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем.

Принцип научной обоснованности педагогической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты педагогики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается педагогике. Если педагогика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов педагогики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестированиe или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практически е рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

К людям, занимающимся педагогикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них- следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание педагогических методик и правил их применения,

наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Каждая педагогическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая педагогическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив педагогику одной из этих черт, можно достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе педагогической методики, нередко весьма ограничивается интерпретация ее результатов. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Апперцептивный Тест (Т А Т), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт.

Обязательным в той связи для правильного применения любого педагогического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого педагог может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов обследования людей.

Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на самом себе или на другом человеке. Очень важно также знание правил применения педагогической методики, соблюдение которых позволяет получать достоверные результаты, а нарушение ведет к серьезным ошибкам. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их на личное состояние и многие другие релевантные педагогике факторы.

Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей педагогической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких педагогических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с ней.

Обязательным ли для педагога является наличие базового психологического образования, соответствующего диплома? Однозначный ответ на этот вопрос в данное время дать невозможно. В некоторых случаях, таких, например, как проведение судебно-медицинской или иной педагогической экспертизы, конкурсный отбор, прием на работу, применение сложных психологических тестов, гoсударственно установленное образование, подтвержденное соответствующим дипломом, действительно необходимо. В других случаях, при проведении, например, педагогики при помощи сравнительно простых мeтодик в школе, в других учреждениях, достаточно психологического самообразования. Неопределенность в решении данного вопроса дополнительно связана, во-первых, с тем, что в настоящее время далеко не все высшие государственные образовательные учреждения, где готовят практических психологов, обеспечивают одинаково высокий уровень их профессиональной подготовки; во-вторых, с тем, что даже в самых известных и престижных государственных психологических и педагогических учебных заведениях такая подготовка не всегда достаточна для того, чтобы получающий высшее психологическое образование считался хорошим педагогом без самостоятельного дополнительного самообразования в этой области; в-третьих, с тем, что психологическое самообразование частично вполне может заменить государственное образование в области элементарной педагогики, и человека, не имеющего соответствующего диплома, не всегда можно считать плохим педагогом. К примеру, педагогикой на удовлетворительном с практической точки зрения уровне вполне могут заниматься люди, имеющие высшее педагогическое, социологическое, медицинское и иное образование, по своей программе предусматривающее достаточно основательное знакомство с психологией.

Многое в решении обсуждаемого вопроса зависит и от того, в какой мере проводимой педагогикой определяются благополучие и судьба тех людей, которые ей подвергаются. Если человек от педагогики никак не может пострадать, то ее может осуществлять тот, кто имеет достаточное для этого самообразование, но в случае проведения экспертизы, конкурса или приема на работу этим обязательно должен заниматься лицензированный или дипломированный специалист.

Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается педагогикой-профессионал или любитель, обязательно при ее проведении соблюдение следующих морально-этических норм:

1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.

6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.

Заметим, что в ряде стран, где общественно-экономическая система является более стабильной, чем в нашей стране, существуют государственные, юридически оформленные ограничения на распространение и использование психологических тестов. Они включают в себя следующие и, как правило, обязательные нормы:

1. Большую часть психологических тестов, используемых для профотбора и экспертизы, запрещается открыто публиковать в средствах массовой информации, чтобы ими не могли воспользоваться недостаточно квалифицированные люди и чтобы не было искажений в практике применения подобных тестов, связанных с предварительным знакомством с ними.

2. Психологи, использующие психологические тесты и занимающиеся психологическим тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук, а другие лица, причастные к этой практике, - лицензию на право заниматься подобной деятельностью. Со временем, вероятно, такие строгости будут введены и в нашей стране.



Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психо-логический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагно-стам предъявляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, с которым читатель мог познакомиться во второй книге учебника («Психология образования», глава 28), другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них - соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагностики.
Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиа-гностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда пси-
19
ходиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять1.
Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследо-вания, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. выте-кали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций пред-полагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.
К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения,
1 Более подробно эти и другие принципы проверки научной обоснованности психодиагностических методик будут рассмотрены в следующей главе книги.
20
Глава 1, Введение в психодиагностику
наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.
Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая психодиагностическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, можно достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе психодиагностической методики, нередко весьма ограничивается интерпретация ее результатов. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт.
Обязательным в той связи для правильного применения лю-бого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из ре-зультатов обследования людей.
Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на
21
Часть I. Психологическая диагностика
самом себе или на другом человеке. Очень важно также знание правил применения психодиагностической методики, соблюдение которых позволяет получать достоверные результаты, а на-рушение ведет к серьезным ошибкам. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их наличное состояние и многие другие релевантные психо-диагностике факторы.
Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других ме-тодик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с ней.
Обязательным ли для психодиагноста является наличие базового психологического образования, соответствующего диплома? Однозначный ответ на этот вопрос в данное время дать невозможно. В некоторых случаях, таких, например, как проведение судебно-медицинской или иной психодиагностической экспертизы, конкурсный отбор, прием на работу, применение сложных психологических тестов, государственно установленное об-разование, подтвержденное соответствующим дипломом, действительно необходимо. В других случаях, при проведении, например, психодиагностики при помощи сравнительно простых методик в школе, в других учреждениях, достаточно психологического самообразования. Неопределенность в решении данного вопроса дополнительно связана, во-первых, с тем, что в настоящее время далеко не все высшие государственные образовательные учреждения, где готовят практических психологов, обеспечивают одинаково высокий уровень их профессиональной подготовки; во-вторых, с тем, что даже в самых известных и престижных государственных психологических и педагогических учебных заведениях такая подготовка не всегда достаточна для того,
22
чтобы получающий высшее психологическое образование считался хорошим психодиагностом без самостоятельного дополнительного самообразования в этой области; в-третьих, с тем, что психологическое самообразование частично вполне может заменить государственное образование в области элементарной психодиагностики, и человека, не имеющего соответствующего диплома, не всегда можно считать плохим психодиагностом. К примеру, психодиагностикой на удовлетворительном с практической точки зрения уровне вполне могут заниматься люди, имеющие высшее педагогическое, социологическое, медицинское и иное образование, по своей программе предусматривающее достаточно основательное знакомство с психологией.
Многое в решении обсуждаемого вопроса зависит и от того, в какой мере проводимой психодиагностикой определяются бла-гополучие и судьба тех людей, которые ей подвергаются. Если человек от психодиагностики никак не может пострадать, то ее может осуществлять тот, кто имеет достаточное для этого самообразование, но в случае проведения экспертизы, конкурса или приема на работу этим обязательно должен заниматься лицензированный или дипломированный специалист.
Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой - профессионал или любитель, обязательно при ее проведении соблюдение следующих морально-этических норм:
Человека нельзя подвергать психологическому обследова-нию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.
Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.
Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.
23
Часть I. Психологическая диагностика
При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тес-тирования ребенка.
Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.
Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.
Заметим, что в ряде стран, где общественно-экономическая система является более стабильной, чем в нашей стране, существуют государственные, юридически оформленные ограничения на распространение и использование психологических тестов. Они включают в себя следующие и, как правило, обязательные нормы:
Большую часть психологических тестов, используемых для профотбора и экспертизы, запрещается открыто публиковать в средствах массовой информации, чтобы ими не могли воспользоваться недостаточно квалифицированные люди и чтобы не было искажений в практике применения подобных тестов, связанных с предварительным знакомством с ними.
Психологи, использующие психологические тесты и занимающиеся психологическим тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук, а другие лица, причастные к этой практике, - лицензию на право заниматься подобной деятельностью. Со временем, вероятно, такие строгости будут введены и в нашей стране.
Контрольные вопросы
1. Что означает слово «психодиагностика» и в каких значениях данное понятие используется в современной психологии?
24
Глава 1. Введение в психодиагностику
Задачи и область применения психодиагностики.
Требования, предъявляемые к современным методам психодиагностики.
Требования, предъявляемые к психодиагносту, к ситуации тестирования и к инструкции, получаемой испытуемым.
Когда и как возникла психодиагностика?
Как развивалась психодиагностика на рубеже XIX и XX вв.?
Операционализация и верификация понятий, их приме-нение в оценке психодиагностических методов.
Социально-этические требования к психодиагностам и к психодиагностике.
Квалификационные требования к людям, проводящим психодиагностику.
10. Морально-этические нормы психодиагностики.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Х.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. (Функции и происхождение психологического тестирования: 17-31. Социальные и этические аспекты тестирования: 50-66.)
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. (Психодиагностический метод: 7-11. Психодиагностический процесс: 15-27.)
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.199 с.
Войтко В.И., Гильбух ЮЗ. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. № 4.
Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М., 1989.79 с.
(Об основных понятиях психодиагностики: 5-7. О тестах и пе* дологии: 9-12.)
Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. 80 с. (Из истории психодиагностики: 10-28.)
Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.232 с.
(Проблемы современной психологической диагностики: 5-23. Методические аспекты тестологии: 24-25.)
25
Часть I. Психологическая диагностика

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям.

Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приёмов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объёме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространённых, кратко перечислив и другие, реже применяемые в этой области.

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта;

б) на основании задач, решаемых;

в) на основании особенностей используемых методик;

г) на основании исходной точки отсчёта диагностики межличностных отношений.

Возможны и другие критерии систематизации методик. Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории:область позитивных эмоций,область решения проблем,область постановки проблем, область негативных эмоций.

Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например, человек, получивший высокий балл при решении проблем, рассматривался как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика описаны в отечественной литературе.

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определённой жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде, больших по численности группах взаимодействия.

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, составить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений. Примерами таких попыток являются Калифорнийский психологический опросник личности (CPI). Он был разработан по принципу MMPI (подробнее об этой методике см. в § 6) в конце 60-х гг. американским психологом Дж. Гоухом. Цель или назначение этого опросника - "предвидеть, что люди скажут или сделают в определённой ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них". В отличие от MMPI, CPI предназначен для здоровых людей и выявляет социально-психологические характеристики личности.

Опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить "да" или "нет", "верно" или "неверно". Большинство вопросов касаются типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами, по 18 шкалам опросника строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы.

Шесть шкал, входящих в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Это шкалы доминирования, способностей приобрести социальный статус, социальности, общительности, самовосприятия и чувства благополучия.

Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. В нее включены также 6 шкал - ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности (терпимости к другим мнениям, верованиям, поведению), благоприятного впечатления и обычности.

Третья группа шкал измеряет потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность. Шкалы достижения включают конформность, отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности.

В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гибкость, женственность.

Несмотря на слабые места (аналогичные тем, которые есть у MMPI), CPI является, по мнению ведущих психологов Запада, на сегодняшний день лучшим опросником такого типа, направленным на диагностику личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Интерпретация результатов теста CPI производится на языке здравого смысла, а не на специальном психологическом жаргоне, что позволяет использовать получаемые результаты в психологической практике.

Его методическая разработанность - одна из самых высоких. Исследования с CPI проводятся для прогнозирования таких критериев, как: а) успеваемость в старших классах и колледже; б) вероятность ухода из школы; в) детская преступность; г) последствия условного досрочного освобождения. Обширное обследование профессиональных групп показало высокую адекватность этой методики и для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности, что, имеет большое практическое значение для профессионального самоопределения школьников в старших классах.

Межличностные отношения имеют сложную структуру, они интегрируют в себе многие психологические свойства личности и пронизывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли можно полностью раскрыть человеческие отношения, используя один, даже очень хорошо разработанный тест. Часть методик, направленных на диагностику межличностных отношений, в частности, такой составляющей, как статус личности в межличностных отношениях, будет рассмотрена в специальном параграфе позднее.

Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач. На психологическую диагностику субъективного отражения межличностных отношений и направлены методики, среди которых особое место занимает методика тематической апперцепции. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запросы прикладных областей психологии - индивидуальной и семейной психологических консультаций, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира человека. Большинство этих методик - проективные. Примером такой методики является FPI - методика исследования межличностных отношений в семье, которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. Полный вариант теста составляет 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных в этих сценах детей - 7- 12 лет. 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Даётся такая инструкция: "Тут у меня несколько картинок, на которых изображены что-то делающие люди. Некоторые из них - мальчики и девочки, другие - взрослые. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи, что они делают (по твоему мнению), что говорят".

Рассказы по каждой картинке анализируются по их синтаксической и грамматической структуре. Ответы разделяются на главные, дополнительные предложения, восклицания. Эти синтаксические единицы отделяются друг от друга черточками. В последующем каждая из них анализируется как единица информации, принадлежащая одной из указанных категорий:

К-1 - описание картинки;К-2 - взаимодействие людей;К-3 - характеристика личности;К-4 - разное.

После заполнения матриц (см. табл. 1) на каждую картинку делается общая интерпретация семейных отношений, как они отражаются в психике отдельного члена семьи. Если этой методикой обследованы все члены семьи, то она позволяет получить и более сложную и глубокою информацию о межличностных отношениях в семье.

социальные и этические аспекты психологической диагностики

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, с которым читатель мог познакомиться во второй книге учебника («Психология образования», глава 28), другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них - соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагностики.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять1.

1 Более подробно эти и другие принципы проверки научной обоснованности психодиагностических методик будут рассмотрены в следующей главе книги.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая психодиагностическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, можно достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе психодиагностической методики, нередко весьма ограничивается интерпретация ее результатов. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт.

Обязательным в той связи для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов обследования людей.

Как любой научный инструмент, психодиагностичес¬кие тесты, чтобы быть эффективными, должны правиль¬но использоваться. Многие из распространенных крити¬ческих замечаний в их адрес объясняются неверным пред¬ставлением о природе и цели тестов, а также неправиль¬ной интерпретацией результатов. Используемые недобро¬совестным или неквалифицированным пользователем тес¬ты могут принести серьезный вред. В России практическая психология является относи¬тельно молодой и недостаточно структурированной от¬раслью. Пока не существует действующих органов и спо¬собов контроля за практикой и результатами деятельнос¬ти отдельных психологов.

Разработаны международные стандарты пси¬хологической профессиональной этики, приня-тые в стра¬нах с широкой и хорошо организованной сетью психоло¬гических служб. В основе этих нормативных документов лежат общепризнанные права человека, а основным кри¬терием и контролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуманность самих психо¬логов. Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, про-фессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). В этой связи к психодиагностике и психо-диагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профес-сиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональ¬но-этических принципов.

1. Ответственность - необходимость отвечать за со¬держание, интерпретацию и заклю-чение психологичес¬кого обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надеж¬ности используемых методик;

2. Компетентность - владение методологией, тео¬рией психологии и психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками;

3. Этическая и юридическая правомочность психоло¬гического исследования - соответ-ствие статуса и обра¬зовательного уровня диагноста существующим требова¬ниям;

4. Благополучие респондента - соблюдение правил добровольности участия в тестировании и информирова¬ние его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психо¬диагностического обследования;

5. Морально-позитивный эффект обследования - прин¬цип «Не навреди»; использование результатов обследова¬ния в целях личностного и профессионального роста че¬ловека;

6. Профессиональная кооперация и квалифицирован¬ная пропаганда психологии.

7. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психо-диагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

8. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

9. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

10. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психо-диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

12. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагности-ческого заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, приме-няя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Психолог-пользователь психодиагностических средств должен: знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Требования к психологу-пользователю.

Психолог-пользователь должен обеспечить тщатель¬ное соблюдение при использовании методики всех стан¬дартных требований. Он не имеет права вносить моди¬фикацию в уже изданную методику и распространять скор¬ректированные инструктивные материалы. Недопустимо тестирование по почте. Такой способ тестирования не обеспечивает необходимый контроль за соблюдением его условий, а также предполагает интерпретацию результатов без привлечения для этого требуе¬мой информации о респонденте. В этом случае итоги тес¬тирования могут оказаться бесполезными и даже вред¬ными.

Психолог-пользователь лично несет ответственность за принимаемое решение по интерпретации результатов. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан про-консультироваться с экспертом в соответствующей об¬ласти и объективно рассмотреть полученные результаты.

Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам для публикации научных статей и в случае необходимости отсылки таких материалов разработчикам методик.

В США для решения вопроса о квалификации психолога, который может заниматься тестированием, приняты законы об аттестации или лицензировании психологов. В большинстве штатов выдвинуты следующие требования к специалистам: докторская степень по психологии, наличие стажа работы под руководством наставника и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена. В России также планируется введение лицензирования.

Разработка психологического теста - это сложная творческая задача. За созданием психологического теста (методики) может стоять многолетний труд целого коллектива. Ученым необходимо обосновать выбор теоретического конструкта, на основе которого создается тест, разработать варианты заданий, оформить тест (сформулировать ясные инструкции, очередность заданий и т.п.). Первоначальный вариант тестовой методики подлежит корректированию после апробации в ходе пилотажного исследования. Затем следует длительный этап исследовательской работы для определения валидности, надежности и дискриминативиости теста и его стандартизации (получения нормативных данных для различных групп испытуемых).

Этические проблемы психологической диагностики обусловлены значимостью их последствий для испытуемых, их родителей, близких людей. Идет ли речь о судебно-психологической экспертизе, диагностике детско-родительских отношений для органов опеки, тестировании интеллекта, способностей, нравственных качеств по запросу работодателя - во всех этих и многих других ситуациях от психолога зависят будущее и судьба людей. Поэтому ответственность психолога определяется необходимостью обеспечения максимальной объективности диагностических процедур, исключения разного рода помех валидности методик, определяемых условиями их проведения, моральными последствиями недостаточности уровня квалификации (некомпетентности) психолога, этической правомочностью интерпретации и сообщения итогов диагностики но форме и содержанию.

Исследователи отмечают значение уровня квалификации психологов, применяющих диагностические методики, от которого зависит результативность применения психологических тестов, опросников и других методик. Квалифицированными могут считаться только те диагносты, кто прошел необходимое специальное обучение по конкретным методикам. Особо уверенно на необходимом уровне компетентности должны организовываться и проводиться диагностика на основе личностных тестов, индивидуальных тестов интеллекта. Кроме тщательного изучения методик, ключей и технологий интерпретирования, необходимо обращение к специальной литературе: исследованиям о практике применения методик, их надежности, норме, валидности. Психолог обязан гипотетически представлять аудиторию, которую диагностирует, конкретных людей, для которых подбираются методики.

На результаты диагностики влияют условия проведения. Так, например, следователь имеет право присутствовать при производстве экспертизы экспертом-психологом. Однако присутствие следователя может в определенном смысле негативно воздействовать на человека, которого экспертируют, он может замкнуться, почувствовать себя скованно, что повлияет на эффективность диагностики, поэтому своим правом следователи пользуются редко. На эмоциональный фон испытуемого влияет и обстановка, поэтому рекомендуется проведение экспертизы в знакомой или нейтральной для обследуемого обстановке .

Создание благоприятных для диагностируемого условий участия в процедурах не только этически оправдано, но и положительно влияет на валидность, качество полученных данных. Важно также учитывать и культурные особенности испытуемых, их школьный опыт . Во всех названных ситуациях речь идет об уважении личности испытуемого, необходимости избегания психологического давления в процессе диагностики. Принцип уважения достоинства личности лежит в основе Этического кодекса психолога РПО.

Следует иметь в виду, что отсутствие достаточной практики, поверхностные представления «о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики» . Моральный долг психолога - не допускать в своей работе поспешных, недостаточно квалифицированных вариантов интерпретации полученных данных, приводящих к неоправданным выводам.

Сегодня, когда широкое распространение получили интернет- технологии, когда в информационном иоле предлагаются различные варианты, в том числе и диагностических методик, ставится вопрос об ограничении к ним доступа, ответственности производителей за их распространение, торговлю, рекламу и квалифицированное использование.

Публикация методик в специальных изданиях для исследовательских целей должна сопровождаться соответствующими указаниями и максимально полной информацией об апробации, нормах, способах оценки. При этом разъяснение содержания может повлиять на дальнейшее ее применение. «Недопустимы какие-либо заявления относительно достоинств методики при отсутствии достаточных объективных оснований. Видный американский тестолог А. Анастази считает, что в этих условиях самооценивание не только приведет к таким крупным ошибкам, как признание бесполезности методики, но может также быть психологически вредным для индивида» .

Тестирование по почте, заочно, поскольку при этом отсутствует контроль условий диагностики, представляется специалистам проблематичным, бесполезным, а возможно, и вредным.

Важными условиями диагностики являются соблюдение конфиденциальности, тайны целей исследования и значимости отдельных показателей, однако, никто не должен подвергаться какому-либо обследованию путем обмана, каждый человек имеет право знать способы и цели использования его диагностических результатов.

Во всех случаях необходимо иметь информированное согласие испытуемых на проведение диагностических процедур, использование полученных данных и согласие на доступ к ним третьих лиц, представителей конкретных организаций. Особого внимания и чуткости к интересам всех причастных заслуживает диагностика детей и подростков.

Тестирование как исследовательская методика с участием людей используется в разных ситуациях, когда требуется беспристрастная оценка психологических возможностей, ответственности конкретных людей. Существуют специальные методики, определяющие параметры реагирования, необходимого в некоторых профессиях (например, авиадиспетчер). В последнее время много говорят о приборе полиграфе, или детекторе лжи, который определяет специфичность реакции на те или иные задаваемые вопросы. Детектор широко рекламируется для предпринимателей, отказ от тестирования на полиграфе уже рассматривается как повод для подозрения работника в неискренности. Вместе с тем продавцы детектора утверждают, что показания его надежны и применение не нарушает закон. «Самым сложным и ответственным этапом использования результатов полиграфных обследований является принятие на их основе конкретных мер, которые ни в коем случае не должны противоречить существующим правовым и морально-этическим нормам. Для этого необходимо четко понимать, что опрос с использованием полиграфа представляет собой метод психофизиологической диагностики по косвенным признакам, которые выявляются в относительно неспецифичных физиологических реакциях человека. Поэтому получаемые по результатам обследования на полиграфе выводы не должны использоваться в качестве прямых доказательств, так как эти выводы являются вероятностными, т.е. характеризуются определенной вероятностью ошибки. Глубокое знание и понимание природы причин этих ошибок, которыми должен обладать специалист-полиграфолог, позволяют в конкретных условиях сводить вероятность этих ошибок к нулю» .

Кроме того, не следует впадать в крайность, считать, что полиграф служит панацеей от всех проблем в сфере безопасности бизнеса, и уповать только на него. Как и любой другой прикладной научный метод, он обладает вполне определенными ограничениями и должен использоваться в совокупности с другими методами и средствами, которые есть на вооружении у службы безопасности фирмы или аналогичной ей структуры.

В крупных корпорациях работают психологические службы. Они занимаются тестированием характера и способностей, обучением преодолению стрессов, проводят тренинги. Культура этих служб предполагает соблюдение общепсихологических правил профессиональной этики. Информированное согласие участников требуется и при проведении опросов с участием людей. Принцип 9

Этического кодекса психолога РИО гласит: «Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие».

При выполнении исследований психолог должен категорически отказываться от действий, могущих привести к какому-либо ущербу для испытуемых.

Этические принципы психодиагностики (тестирования):

  • 1) соблюдение тайны - неразглашение результатов исследования без согласия испытуемого;
  • 2) ненанесение ущерба - подбор безопасных методик и использование результатов исследования без нанесения вреда здоровью и социальному положению испытуемого;
  • 3) беспристрастность - непредвзятое отношение к испытуемому и интерпретация результатов тестирования иаучно-признаи- ными методами;
  • 4) конфиденциальность - кодирование материалов исследования и контролируемое их хранение, корректное использование сведений психологического характера;
  • 5) осведомленное согласие - ознакомление испытуемого с этическими правилами психодиагностики и его добровольное участие в исследовании .

Если попытаться прокомментировать приведенные принципы тестирования, то они содержат все общие для психологической деонтологии этические ценности. Но не исчерпывают всех проблем тестирования. Например, использование опросников Кет- телла требует либо специального разрешения, либо профессионально проведенной адаптации.

Сегодня, когда складывается практика привлечения в состав крупных корпораций, фирм психологов по кадрам, проводящих соответствующую процедуру отбора, этика этих специалистов требует творческого подхода. Во многих странах конкуренция на рынке труда вынудила законодателей максимально блокировать субъективизм работодателей.

Так, в США, например, в 1978 г. Комиссией по равным возможностям трудоустройства, Департаментом юстиции и Департаментом труда были приняты «Единые правила процедур отбора при найме» (Uniform Guidelines). Этот юридический документ определяет, что тестом считается «любая процедура, стаидартизованная или нестандартизованная, которая служит основанием для принятия решения о найме персонала». В соответствии с законом процедурой тестирования, а следовательно, испытанием претендента на рабочее место может считаться и анкета соискателя, и любой бланковый тест из журнала, и назначение испытательного срока, и даже простая беседа. В других странах также существуют подобные законы, и всякий работодатель обязан представить веские доказательства того, что его критерии отбора персонала действительно имеют отношение к условиям успешной деятельности в данной должности, а процедура и методы измерения качеств кандидатов на вакантную должность соответствуют поставленным целям, т.е. законны. В ином случае он может быть подвержен судебному иску о дискриминации и понести весьма ощутимые убытки. Следует убедить соискателя и публику, что предпринимаемые процедуры, собеседования, опросы и т.д. надежны, обоснованы, в них отсутствуют предпосылки для ущемления защищаемых законом социальных групп (женщин, этнических меньшинств, лиц предпенсионного возраста и т.п.). Претендент или претендентка могут обратиться в суд, если предпочтение оказано заведомо более молодому, более привлекательной женщине, лицу основной национальности. Названные процедуры (использование психологических методов отбора) разрешается только при участии специалистов соответствующей квалификации, подтвержденной лицензиями. Поскольку психологические тесты являются инструментами оценки людей и могут применяться для их отбора в учебные заведения или при приеме на работу, распространение психологических тестов и доступ к ним в зарубежных странах контролируют профессиональные психологические ассоциации, компании-разработчики тестов, специальные организации, такие как, например, Общество по менеджменту человеческих ресурсов (США).

Необходимо различать психологические тесты, разработка которых требует долгих лет работы специалистов, и тесты учебные, которые в принципе должен уметь составлять каждый педагог. Этичность учебных тестов заключается в подборе вариантов вопросов и ответов, исключающих двоякую трактовку, наличие не более 4-5 (а лучше трех) вариантов ответов, доступность пробных тестов, понятность и справедливость оценки результатов, а также их валидность, т.е. соответствие, например, предлагаемых вариантов ответов материалу конкретных источников по курсу, исключение в дистракторах (неправильных ответах) вариантов, противоречащих задаваемым вопросам, и т.д.

Важно запомнить

Максима (от лат. maxima - основное правило) - принцип или правило, которые человек выбирает или формулирует на основе личного опыта. И. Кант писал: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла служить основанием для всеобщего законодательства».

Валидность - в научном исследовании степень доказанности и возможность применения методики другими лицами.

Задание для размышления

Прочитайте цитату из романа М. Булгакова «Собачье сердце» и ответьте, о каких правах говорит герой романа? Правомочно ли следующее его высказывание? «Разве я вас просил мне операцию делать, - человек возмущенно лаял, - хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человечек возвел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить?»

  • См.: Мельник В. В., Яровенко В. В. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета,1990.
  • См.: Акимова М. К. Диагностическая процедура и влияние культуры //Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. С. 241.
  • См.: Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учеб, пособие. М., 1997.URL: azps.ru/hrest/27/5313051.html (дата обращения: 14.05.2016).
  • См.: Там же.
  • URL: polygraph-consalting.ru/detektor_lgi.php (дата обращения: 14.05.2016).
  • URL: http://psyvoren.narod.ni/6.htm (дата обращения: 14.05.2016).