Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Список контингента разработанный и утвержденный работодателем. Кто составляет контингент работающих подлежащих периодическому медицинскому осмотру. Исчерпывающий алгоритм проведения медицинского осмотра

Подскажите, пожалуйста,В соответствии с Приказом 302н Минздравсоцразвития от 12.04.2011 "Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя."Вопросы:1.Если организация не подписывает список контингента в Роспотребнадзоре, то кем и в каком размере может быть наложен штраф?2.Какое наказание может быть если организация направила список контингента в Роспотребнадзор, но не уложилась в 10-ти дневный срок?

1. Если работодатель нарушает правила, установленные п. 21 Порядка проведения периодических осмотров, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, организацию могут привлечь к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ - за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (об этом свидетельствует судебная практика, см., например, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 N 17АП-3941/2014-АК, Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2014 N А26-8918/2013).

Штраф по указанной статье для должностных лиц может - от пятисот до одной тысячи рублей; на предпринимателей - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Причем следует учесть, что отдельной статьи за неподачу (несвоевременную подачу) списка контингента нет, а по ст. 6.3 КоАП РФ работодатели привлекаются сразу по целому комплексу нарушений.

Поэтому если организация соблюдает законодательство о труде и своевременно проводит обязательные медицинские осмотры, и единственным нарушением является несвоевременная подача Списка контингента в Роспотребнадзор, даже в случае привлечения ее к ответственности можно будет указать контролирующему органу на малозначительность деяния, что позволить получить минимальный штраф.

К ответственности за такое правонарушение работодателя могут привлечь инспекторы территориально органа Роспотребнадзора.

2. Законодательство не разграничивает ответственность за неподачу и несвоевременную подачу Списка контингента в Роспотребнадзор, более того, отдельной статьи за такое правонарушение нет. Но есть вероятность, что, если Список все же будет представлен в Роспотребнадзор, но позже 10-ного срока, к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ организация привлечена не будет (при отсутствии иных правонарушений).

Обоснование

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

«III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

15. Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

16. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.

17. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка.

19. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;

выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

20. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.

22. Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру;

наименование вредного производственного фактора или вида работы;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).

23. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию.

24. Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

25. Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план).

26. Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.»

«Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 N 17АП-3941/2014-АК

«Закрытое акционерное общество "АКАДО-Екатеринбург" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в Орджоникидзевском, Железнодорожном районах города Екатеринбурга, городе Березовском, городе Верхняя Пышма о назначении административного наказания N ор/190 от 12.11.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-03-10/19002 от 30.08.2013 в период с 05.09.2013 по 02.10.2013 проведена плановая выездная проверка Закрытого акционерного общества "АКАДО-Екатеринбург", в ходе которой обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проверки составлен акт проверки от 02.10.2013, заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении нарушения прав потребителей N 01-10-13/3382 от 02.10.2013.

02.10.2013 по итогам плановых мероприятий в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания N ор/190 от 12.11.2013, вынесенного главным государственным санитарным врачом по Орджоникидзевскому и Железнодорожному районах города Екатеринбурга, городу Березовский, городу Верхняя Пышма, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районах города Екатеринбурга, в городе Березовский, в городе Верхняя Пышма Брагиной Л.Ю. Закрытое акционерное общество "АКАДО-Екатеринбург" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений со стороны административного органа, а также отсутствия признаков малозначительности содеянного.

Не усматривая оснований для отмены судебного акта, апелляционный суд поддерживает выводы суда по существу спора.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (п. 1).

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 2).

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (п. 3).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Как следует из ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры (п. 1).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (п. 3).

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 5).

В соответствии с п. 1.5. СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В п. 2.4 СП 1.1.1058-01 указаны виды осуществления производственного контроля, в том числе посредством осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В силу п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний осуществляется на следующих категориях объектов: промышленные предприятия, водные объекты, объекты водоснабжения, лечебно-профилактические, стоматологические клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и (или) медицинская деятельность, производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказание дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг.

В п. 1.12. СанПиН 2.2.0.555-96 указано, что постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.

Согласно п. 1.13. СанПиН 2.2.0.555-96 сроки и очередность выполнения требований, предусмотренных настоящими Санитарными правилами, на действующих объектах устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами Государственного санитарно - эпидемиологического надзора, а для объектов вновь вводимых в эксплуатацию, не позднее 6 месяцев с момента пуска, но в обоих случаях не позднее 1 января 1998 года.

В соответствии с п. 2.13. СП 2.2.2.1327-03 рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 13.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 следует, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Пунктом 14.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлено, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.

Согласно п. 3.1. СанПиН 2.2.4.1294-03 контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в следующих случаях: в порядке планового контроля не реже одного раза в год; при аттестации рабочих мест; при вводе в эксплуатацию рабочих мест в помещениях, перечисленных в пункте 1.2 Санитарных правил; при вводе в эксплуатацию оборудования либо материалов, способных создавать или накапливать электростатический заряд (включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники); при оснащении рабочих мест аэроионизаторами или деионизаторами.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно п. 6. Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (п. 15).

Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ (п. 16).

Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя (п. 21).

В силу п. 24. Порядка перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

Согласно п. 25. Порядка медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план).

Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом (п. 26).

Из оспариваемого постановления следует, что приведенные выше требования санитарного законодательства обществом были нарушены:

1. На предприятии не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

2. В ЗАО "АКАДО-Екатеринбург" отсутствует программа (план) производственного контроля, утвержденная директором.

3. В ЗАО "АКАДО-Екатеринбург" не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах с кратностью, установленной нормативными документами с 2010 года и по настоящее время, протоколы производственного лабораторного контроля за данный период отсутствуют.

4. На постоянные рабочие места, где работают женщины (12 рабочих мест), не разработаны санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристикой факторов производственной среды.

5. На предприятии не установлены и не согласованы с Роспотребнадзором сроки и очередность выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин".

6. В обществе 15 человек занято на работах с персональными электронно-вычислительными машинами. Периодический медицинский осмотр лиц, работающих с ПЭВМ не проводится, отсутствуют "Заключительные акты" по результатам периодического медицинского осмотра.

7. Не осуществляется производственный лабораторный контроль за условиями труда на рабочих местах, оборудованных персональными электронно-вычислительными машинами (15 рабочих мест).

8. С 2010 года и по настоящее время не проведены исследования аэроионного состава воздуха в помещениях в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники.

9. Не соблюдается частота проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

10. Контингенты лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. работодателем не определены и не представлены в органы Роспотребнадзора.

11. Не ведется учет выданных направлений на периодический медицинский осмотр. Журнал учета выданных направлений отсутствует.

12. Работники не направлены на периодический медицинский осмотр, отсутствует календарный план проведения периодического медицинского осмотра, согласованный с лечебным учреждением и документ, подтверждающий ознакомление работника с календарным планом проведения периодического медицинского осмотра.

13. Не разработаны санитарные паспорта на рабочие места водителей с указанием общей и количественной характеристики факторов производственной среды и трудового процесса.

Совершение указанных нарушений обществом подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины заявителя исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.

Привлекая общество к ответственности, административный орган исходил из отсутствия каких-либо препятствий для надлежащего выполнения обществом требований санитарного законодательства.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности принятия заявителем мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности. Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в минимальном размере санкции ст. 6.3 КоАП РФ.

Доводы общества о возможности признания правонарушения малозначительным рассмотрены апелляционным судом и отклонены».

  • Скачайте формы

Список контингентов необходим для того, чтобы каждый работник был обследован медиками по всем факторам, присутствующим в его ежедневной работе. Скачайте бесплатно образец, а мы в статье разберем на конкретных примерах, как правильно его составить.

Читайте в статье:

Как подготовить список контингентов работников, подлежащих медицинским осмотрам

Составление этого документа – самая трудоемкая, но и самая интересная часть в организации медосмотров. Это важный документ, правильное оформление которого поможет провести МО без замечаний проверяющих органов. Разрабатывает его служба охраны труда.

Согласно п.19 приложения 3 к Приказу № 302н , обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся на основании поименных перечней, разработанных на основании списка контингента.

Помимо результатов СОУТ , санитарного производственного контроля , при определении вредных факторов на рабочем месте изучается эксплуатационная документация изготовителя на оборудование, сырье.

При выборе организации для проведения спецоценки на первый план встает финансовый вопрос. Но важно знать, что одним из бонусов при заключении договора может стать подробное перечисление в отчете о проведении СОУТ всех вредных и опасных факторов, с которыми контактирует сотрудник в процессе трудовой деятельности. Такая возможность у экспертной организации есть. Многие экспертные организации сами формируют декларацию о соответствии, а многие не делают этого. И неопытный специалист не знает, что полезного для своей работы можно попросить у экспертов.

Большую роль в СОУТ играет правильное определение аналогичных рабочих мест по определенным признакам, но начинающему специалисту по ОТ, или при проведении первой специальной оценки на предприятии, трудно их определить самому. В приказе № 302н есть приложение 1 – перечень факторов, и приложение 2 – виды работ. Давайте разберемся, как правильно составить список контингентов по этим двум приложениям.

Дорожная карта и 10 лайфхаков по медосмотрам, которые сэкономят время и деньги

Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" разработала дорожную карту, по которой вы сможете организовать медосмотры работников. Она наглядно показывает последовательность обязательных этапов процедуры и помогает распределить обязанности.

Поименный список на медосмотр по приказу 302н

В приложении 1 указаны вредные производственные факторы по профессиям. Большую часть занимают химические факторы. Есть важная оговорка в приказе № 302н. Только по пяти физическим факторам, указанным в приложении 1, МО проводится: это шум, сенсорные, физические перегрузки, инфразвук и световая среда. Но по этим факторам медицинское обследование персонала проводится только в том случае, если на рабочем месте установлен класс опасных или вредных условий труда. Если условия труда оптимальные или допустимые, медицинский осмотр по этой «пятерке» не проводится. По всем остальным факторам, указанным в приложении 1, МО проводится только исходя из их наличия на рабочих местах.

Вы спросите: «Откуда я знаю, есть ли алифатические углеводороды на рабочем месте водителя погрузчика. Я же не химик». Ответим так: не химик, но специалист, окончивший курс переподготовки по техносферной безопасности. А на этом курсе разбирали и химические факторы, и биологические и т.п.

Независимо от того, в какой степени биологический фактор воздействует на работника, и какой продолжительности это воздействие – восемь часов или десять минут – весь медицинский персонал под это воздействие подпадает, поэтому у медиков не может быть установлен 1 или 2 класс по данному фактору.

Если же спецоценка УТ вообще не проводилась, и нет результатов предыдущей аттестации рабочих мест , как нет результатов производственного контроля – да, бывают такие случаи – МО всё равно должен проводиться, и основаниями для него будут служить данные по обслуживаемому или эксплуатируемому оборудованию или видам машин, сырья, и т.п.

Уже когда вы проведете СОУТ с инструментальными обследованиями и составите перечень работ, требующих периодических медицинских осмотров, то тогда и подправите свой список контингентов.

Итак, сделайте себе табличку, в которой укажите все рабочие места (профессии и должности) в штатном расписании. Теперь проведите идентификацию с приложением 1. Для этого вам понадобится паспорт на оборудование и справочник по химии.

Рассмотрим на примере

Работа водителя связана с управлением транспортным средством, а также с профессиональным контактом с парами бензина, с бензином и индустриальными маслами, с выхлопными, то есть отработанными, газами, прошедшими через всю систему питания автомобиля.

Следовательно, по приложению 2 водителю подходит пункт 27, а по приложению 1 нужно посмотреть, из чего состоят выхлопные газы и пары бензина.

Бензин – углеводород, пары бензина – компоненты углеводорода (то есть смеси), а это – пункт 1.3.5 и альдегиды (ароматические вещества). Бензин сжигается, следовательно, применяем пункт 1.2.37 – оксид углерода. Посмотрев приложение 1, можно определить, что к выхлопным газам относятся алифатические альдегиды (пункт 1.2.2).

По производственному шуму, если СОУТ не проводилась , нужно установить следующее: данные находятся в технической документации на автомобиль. Когда пройдет СОУТ, тогда и установят класс, но, как правило, в современных автомобилях уровень шума находится в ПДУ, это не цех, поэтому водителю наушники не нужны, и этот фактор не пишем.

Кроме того, водитель постоянно находится под воздействием вибрации – общей (пункт 3.4.1) и локальной (пункт 3.4.2). Общая вибрация воздействует на организм в целом и особенно чувствуется при работе на грузовом автомобиле.

Если в фургоне или в кузове перевозятся грузы или люди, колебательный контур связан с неровностями дороги (тряска) и кинетическим движением. Тело человека, благодаря наличию мягких тканей, костей, суставов, внутренних органов, представляет собой сложную колебательную систему, механическая реакция которой зависит от параметров вибрационного воздействия.

Если до 2 Гц тело человека является жесткой массой, то при увеличении колебаний происходит резонанс. Для сидящего человека резонанс находится на частотах 4-6 Гц, в положении стоя обнаружены 2 резонансных пика: в 5 и 12 Гц. Собственная частота колебаний таза и спины – 5 Гц, а системы грудь-живот – 3 Гц.

При возникновении резонанса собственных колебаний тела и внешних воздействий в организме водителя автомобиля, как и тракториста или летчика сельскохозяйственных работ, происходит патологическое смещение и механическое повреждение тканей, органов и различных систем организма, например, смещение позвонков или разрыв кровеносных сосудов.

Вибрация, приложенная к любому участку, генерируется по всему телу. Зона распространения при воздействии низкой частоты вибрации больше, так как поглощение колебательной энергии при ней в структурах тела меньше. Локальная вибрация особенно воздействует на руки (руль), на пятую точку (сиденье) и на ступни ног (педали амортизатора, сцепления и тормоза).

Планируйте медосмотры легко: электронный сервис

Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" разработала сервис, который подскажет вам, кому из работников пора пройти медосмотр, сам сформирует список контингента, поименный список и выдаст готовые направления для работников. Воспользоваться планировщиком медосмотров поможет пошаговая инструкция.

Вывод

Основаниями для медосмотров являются следующие пункты приложений к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н:

1. Согласно приложению № 1:

  • п. 1.2.2 – 1 раз в год;
  • п. 1.2.37 – 1 раз в 2 года;
  • п. 1.3.5 – 1 раз в год;
  • п. 3.4.1 – 1 раз в 2 года;
  • п. 3.4.2 – 1 раз в 2 года.

2. Согласно приложению № 2:

п. 27 – 1 раз в 2 года.

Виды работ для списка контингента

Медицинский осмотр любого работника, помимо приложения 1, проводится и по приложению 2. В этом приложении представлены наиболее частые профессии и виды работ. Продолжим пример с нашим водителем.

Согласно приложению № 2, МО водитель должен проходить , потому что управляет транспортными средствами, указанными в п. 27, с периодичностью 1 раз в 2 года.

Таким образом, из совокупности шести факторов по двум – медосмотр ежегодный, а по четырем – 1 раз в 2 года. Как быть? Нужно вписать каждый пункт с указанием периодичности. В первый год нужно провести по всем факторам, а во второй год – только по тем факторам, у которых ежегодная периодичность.

Это удешевит стоимость медосмотра, но прибавит работы вам.

Март 2018 года

  • п. 1.2.2 – 1 раз в год;
  • п. 1.2.37 – 1 раз в 2 года;
  • п. 1.3.5 – 1 раз в год;
  • п. 3.4.1 – 1 раз в 2 года;
  • п. 3.4.2 – 1 раз в 2 года;
  • п. 27 – 1 раз в 2 года.

Март 2019 года:

  • п. 1.2.2 – 1 раз в год;
  • п. 1.3.5 – 1 раз в год.

Если у вас есть свободное время, то сидите и отбирайте каждый год основания для МО. В любом случае, при выписке направления вам придется указывать водителю и пункт 27 Приложения 2.

Не усложняйте себе жизнь. Составьте список контингента по водителю и проводите медосмотры ежегодно. Их нельзя проводить реже, чем в сроки, указанные в приложениях, но чаще проводить не запрещено. Отсчет по срокам следующего МО ведут с момента выдачи заключения по результатам предыдущего , а не с момента получения вами заключительного акта. Медосмотр может быть проведен в июне, а заключительный акт – закрыт в декабре.

Образец списка контингентов работников, подлежащих медицинским осмотрам

Поименный список работников для прохождения медосмотра (образец 2019)

Данный документ готовит служба управления персоналом на основе подготовленного службой охраны труда перечня контингента. В нем указывают персональные данные работника.

Куда направлять список контингента

Документ направляется в Роспотребнадзор в уведомительном порядке, согласование не требуется. Отправьте его письмом с уведомлением в 10-дневный срок после утверждения директором компании в территориальный орган Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.

Роспотребнадзор должен владеть информацией, с какими вредными и опасными производственными факторами работают сотрудники на поднадзорной ему территории. Это необходимо, прежде всего, для получения информации по профзаболеваниям и их профилактике.

Если вы будете проводить МО в обособленном подразделении, например, в городе Норильске, где находится рабочее место сотрудника, а не в Москве, то и список в отношении именно "норильских" рабочих мест подавайте в ТО Норильска.

Для пользователей компьютеров нужно пояснить следующее. Для выполнения работ по определению фактического времени занятости сотрудника на компьютере проведите анализ затрат рабочего времени. Привлеките к этой работе экономиста по труду, пусть проведет хронометраж рабочего времени. Каждый факт должен иметь свое документальное подтверждение. Вы оцените это на практике, когда будете объяснять государственному инспектору ГИТ или Роспотребнадзора, почему бухгалтерия в полном составе не проходит медосмотр.

Список контингента ежегодно разрабатывать и утверждать нет необходимости. Если в организации создаются новые рабочие места, то в этом случае в него следует внести обновления. В десятидневный срок после утверждения штатного расписания, вместе с сопроводительным письмом, направьте в Роспотребнадзор список контингента.

Поименный список контингента по Приказу 302н, образец прилагается, формируется в целях прохождения медицинского осмотра сотрудников, подлежащих периодическому обследованию. Основной целью подобных мероприятий является, прежде всего, оценка состояния здоровья человека ради предотвращения несчастных происшествий на производстве; установление пригодности условиям трудовой деятельности и, при необходимости, профилактика возникновения заболеваний. Рассмотрим, как составляется указанный перечень и каким должен быть образец направления на медосмотр по Приказу 302н.

Документ относится к внутренним формам организации и составляется в произвольном виде с учетом норм, предусмотренных законодательно. При этом ответственность за финансирование и проведение медицинских осмотров несет работодатель, а непроведение обязательной процедуры влечет за собой административные взыскания.

Включению в контингент для медосмотров подлежат категории лиц:

  • Работники, подвергающиеся вредному воздействию опасных производственных факторов, с классом труда выше 3.1. Основным подтверждением при отнесении условий труда к опасно-вредным считаются действующие результаты аттестации рабочих мест и оценки условий труда.
  • Работники, занятые на должностях согласно Приложению № 2 Приказа 302н. В этом случае класс труда значения не имеет. К примеру, это сотрудники детских учреждений, предприятий пищевой промышленности, организаций общепита, водопроводных сооружений и пр.

Важно! После 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест заменила спец. оценка условий труда (СОУТ), но нормативная формулировка пока осталась прежней.

  • Документ составляется в количестве 3 экземпляров, каждый из которых утверждается подписью директора и печатью предприятия.
  • До начала медосмотра список вместе с сопроводительным письмом и поименным списком сдается в территориальный орган Роспотребнадзора. Для ускорения процедуры лучше представлять форму лично.
  • Обязательна к отражению информация относительно: наименования производства, цехов и участков; перечня всех должностей по штатному расписанию; общего количества работников, в т.ч. женщин; вредных работ; нумерации; периодичности медицинских осмотров.
  • Должна присутствовать шапка, содержащая визу «Утверждаю» и наименование отдела Роспотребнадзора.
  • Внизу страница закрывается расшифровкой и подписью руководителя, печатью.

Обратите внимание! Прохождению медосмотров также подлежат сотрудники-совместители и работники возрастом до 21 года (такие лица должны проходить осмотры ежегодно).

Список контингента формируется и утверждается 1 раз, если в организации не происходит каких-либо изменений. К примеру, это улучшение условия для трудящихся, реорганизация предприятия, введение в эксплуатацию новых мест работы. Поименный список подлежит ежегодному составлению. После 1 января 2012 года согласование этих документов с Роспотребнадзором отменена, но уведомительный порядок продолжает действовать. Отчитаться по сформированным спискам необходимо в срок до 10 дней с даты утверждения.

Важно! Работодатель обязан обеспечить хранение типовых документов по медосмотрам в течение 3 лет согласно законодательным срокам хранения.

Бланк на медосмотр по Приказу 302н

Проведение медицинских осмотров осуществляется как при поступлении на работу, так и уже работающими физлицами с определенной периодичностью. Основанием для участия в осмотре и заполнении заключения по результатам является направление на медицинский осмотр по Приказу 302н, бланк примера расположен ниже. Заполнение документа осуществляет ответственное лицо работодателя. Форма может быть разработана самостоятельно, но при этом обязательно указание следующих данных:

  1. Наименование предприятия, его правовая форма, адрес, вид деятельности; наименование мед. учреждения, ОГРН, адрес.
  2. ФИО и дата рождения освидетельствуемых работников.
  3. Статус (уже работающий, вновь поступающий).
  4. Цех и участок.
  5. Вид работы, должность.
  6. Стаж работы на указанной должности.
  7. Предшествующий стаж и виды работ.
  8. Опасные факторы по Перечню факторов/работ.

Бланк обязательно должен быть подписан работодателем и скреплен печатью организации. Согласно законодательным требованиям с момента получения на руки соответствующих направлений ответственным за прохождение осмотра признается сотрудник (стат. 214 ТК). По окончании процедуры работник приносит все документы работодателю, который организует хранение личных данных в соответствии с архивными нормативами.

Составлять вышеуказанный документ, а также проводить медосмотры сотрудников работодателей обязывает . Там же описаны основные процедуры, сопровождающие подготовку списка контингента.

Что это за документ?

Список контингента является локальным нормативным актом предприятия. Он содержит перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Те граждане, чьи профессии указаны в нем, должны проходить предварительные (при трудоустройстве) и периодические медосмотры.

Какие должности в него входят?

В списки контингентов (как и в поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, составляемый на его основе) подлежат включению профессии работников:

  • подвергающихся влиянию , указание на которые имеется в Перечне факторов (Приложение № 1 к Приказу № 302н), а также вредных производственных факторов, выявленных в результате и в ходе ;
  • выполняющих работы, предусмотренные Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные . Его можно найти в Приложении № 2 к Приказу № 302н.

Форма документа

Законодательно установленной формы этого документа не существует. Но в п. 20 Приложения № 3 Приказа № 302н имеются следующие указания к форме списка контингента:

  • необходимо указать название должности согласно штатному расписанию;
  • вписать название вредного производственного фактора.

Кроме этого, стоит указать:

  • наименование структурного подразделения, цеха и т. п.;
  • № пунктов по приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.11 № 302 н»;
  • периодичность проведения медосмотров.

Бланк, в котором указан контингент работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, утверждается подписью работодателя и печатью организации (если она имеется).

С этого момента у работодателя есть 10 дней, в течение которых он должен направить один экземпляр в Роспотребнадзор по месту нахождения фирмы. Во избежание недоразумений советуем вам сохранить отметку о том, что список был направлен в органы Роспотребнадзора. Например, это может быть входящий номер документа и штамп канцелярии.

Образец контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

В этом разделе мы разместили образец документа. Вы можете ознакомиться с ним для того, чтобы иметь представление о том, как правильно составить список. Также у вас есть возможность бесплатно скачать образец на нашем сайте.

22.03.2019, Сашка Букашка

Медицинский осмотр - это обследование гражданина в специализированной медорганизации с целью выявления состояния его здоровья и пригодности к занимаемой должности. Для некоторых профессий проведение медосмотра обязательно. В статье расскажем, как организовать такие медосмотры и какими документами оформить.

В чем проблема

Обязанность в организации и проведении медосмотров и исследований закреплена за работодателями. Причем для отдельных категорий работников (так называемого контингента лиц) медосмотры являются обязательными.

Выделяют три вида медосмотров: предварительные (при приеме на работу), периодические (систематически, несколько раз на продолжении всей трудовой деятельности), внеочередные (по отдельным показаниям).

Полный перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, установлен как обязательный Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323 и конкретизирован в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а именно: чиновники приводят перечень вредных факторов труда, а также список вредных работ, при которых медосмотр является обязательным условием.

ВАЖНО! Вредные производственные факторы труда должны быть подтверждены соответствующим образом. Для этого работодатель должен инициировать спецоценку труда. Такая процедура стала обязательным элементом системы охраны труда с 2014 года. До этого времени проводили аттестацию рабочих мест. Однако некоторые факторы подтверждать не нужно. Такие рекомендации содержатся в Письме Минтруда России от 21 марта 2014 года № 15-2/ООГ-242.

Кто должен проходить медицинский осмотр

Среди обязательных условий к проведению медобследования можно выделить следующие категории трудящихся:

  • не достигшие возраста 21 год;
  • на ;
  • выполняющие высотные работы;
  • работники образовательных и детских организаций;
  • представители общепита;
  • сотрудники лечебных, фармакологических, медицинских и санитарно-гигиенических учреждений;
  • оказывающие косметологические и парикмахерские услуги;
  • сотрудники клининговых компаний;
  • работающие в сфере водоснабжения;
  • занятые на птицефабриках, в животноводстве, скотоводстве и т. д.

Этот перечень не является закрытым, то есть работодатель вправе установить обязательные обследования и для других должностей и профессий (бухгалтеру, водителю, уборщикам…).

Как организовать медосмотр на предприятии

Общий порядок организации медосмотров закреплен в Приложении № 3 к Приказу 302н. Вот пошаговый алгоритм:

  1. Компания утверждает список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (образец документа представлен ниже). Для каждой профессии должны быть указаны факторы вредности (по результатам спецоценки). Этот список должен быть сдан в Роспотребнадзор.
  2. Затем руководство предприятия выбирает лицензированное медицинское учреждение, которое вправе оказывать услуги такого рода. Заключается договор на оказание услуг.
  3. Теперь поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, направляют в специализированное медучреждение.
  4. Календарный план проведения медосмотров составляется медучреждением и согласуется с руководством компании.
  5. Администрация организации знакомит своих работников с календарным планом и выдает направления на прохождение медкомиссии (осмотра).
  6. Медучреждение проводит медосмотр по каждому работнику, согласно контингенту работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Медицинское заключение составляется индивидуально по каждому из сотрудников компании. Также медучреждение готовит общий заключительный акт о проведенных обследованиях.
  7. Индивидуальное медицинское заключение работник предоставляет в администрацию работодателя для вынесения решения о пригодности к занимаемой должности.

Теперь давайте рассмотрим, как правильно составить эти документы, по пунктам.

Образцы документов

Список контингента кадровики оформляют следующим образом: в обязательном порядке указывают наименование должности (профессии) в соответствии со штатным расписанием, утвержденным на текущий календарный год. Затем для каждого контингента прописывают наименование вредного фактора производства. Кроме того, в документе следует указать:

  • факторы, выявленные по результатам спецоценки труда или аттестации рабочих мест;
  • критерии, выявленные по результатам проведенных лабораторных исследований;
  • факторы, поименованные в эксплуатационной и(или) технологической документации к машинам, оборудованию, механизмам.

Как оформить такой документ в организации? Можно взять нашу унифицированную форму, заполнить ее и распечатать. Руководитель организации обязательно должен подписаться и поставить печать.

Образец контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

Какие штрафы предусмотрены за нарушение

Список работников для обязательных медицинских осмотров должен быть обязательно составлен на предприятии и представлен в Роспотребнадзор. Если этого не сделать, то за нарушение законодательства на эту тему могут быть выписаны такие штрафы:

  • для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей;
  • для ИП - от 500 до 1000 рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.