Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Проблемы развития инновационной деятельности. Анализ проблем инновационной деятельности и подготовки кадров. Актуальные направления государственного регулирования

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Е.А. Демидова, С.С. Кошелев Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Е.А. Павлова

В статье проводится анализ основных проблем, с которыми сталкиваются предприятия, деятельность которых является разработка и внедрение инноваций.

В условиях современной экономики инновационная деятельность является важным фактором успешного функционирования предприятия.

Под инновационной деятельностью обычно понимают деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования методов их изготовления с последующим внедрением и реализацией на внутреннем и внешнем рынках.

Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, можно разделить на две группы: для первых инновационная деятельность необходима для более эффективного осуществления основной деятельности, т.е. они выступают потребителями инноваций, а на других инновации - это конечный продукт производства. Последние предприятия называются предприятиями высоких технологий. К ним можно отнести Интернет-компании, разработчиков программного обеспечения и производителей полупроводниковых микроустройств, операторов мобильной и космической связи, биотехнологические компании, компании, занятые в сфере НИОКР.

Основной проблемой, с которой сталкиваются российские предприятия, так или иначе связанные с инновационной деятельностью, является проблема квалифицированного управляющего персонала. Это связано, в первую очередь, с тем, что в настоящее время не хватает специалистов, способных разработать стратегический план инновационной деятельности, адекватный существующей экономической ситуации. Менеджер, осуществляющий инновационную деятельность, должен быть способен одновременно как к экономическому, так и научному анализу проблемы. В противном случае, если во главе проекта оказывается ученый, то стратегический план предприятия может оказаться сосредоточенным в большей степени на технической и технологической стороне продукции, не уделяя достаточного внимания вопросам продвижения товара. Если инновационным проектом занимается экономист, то часто в плане недостаточное внимание уделяется влиянию технологических факторов.

Для подготовки специалистов, способных спланировать как научные, так и экономические стороны инновационного проекта, существует специальность «Инновационный менеджмент», которая появилась в России сравнительно недавно, и ее выпускники не могут удовлетворить потребности рынка в полной мере. Кроме того, это направление науки само по себе не является подробно разработанным, так как до 1990-х годов инновационная деятельность осуществлялась в рамках централизованного планирования, поэтому не хватает не только выпускников по специальности, но и преподавателей-практиков.

Один из способов решения данной проблемы - выработать методологию составления стратегического плана инновационной деятельности, детально описывающую каждый этап, с тем, чтобы даже человек, не специализирующийся на инновациях, но имеющий экономическое образование, мог их выполнять.

Другой проблемой, с которой сталкиваются оба типа указанных выше предприятий, является финансирование инновационной деятельности. Разработка и внедрение инноваций, естественно, требует вложения финансовых средств. При этом, чем боль-

шую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем больше затрат ее ожидает. Инновационный бизнес - высокорисковый, поэтому процесс поиска инвестора - чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий.

Теоретически в качестве источника инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и сбережения населения. Однако в России существующие программы поддержки инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне предполагают инвестирование в инновационные предприятия в незначительном объеме.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В то же время достаточно активными участниками международного финансового рынка являются международные финансовые организации. При этом наиболее привлекательными сферами вложения капитала для иностранных инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для обеспечения конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений НТП.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской федерации в 2004 г. в добывающую промышленность было вложено около 27% от общего числа иностранных инвестиций, в обрабатывающие производства - около 22%, в предприятия высоких технологий, а именно в деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий порядка, и в научные исследования и разработки - 0,2% и 0,0%, соответственно.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства, однако малые инновационные предприятия часто не имеют достаточной прибыли для того, чтобы обойтись без заемных средств.

Еще одним из основных внешних источников получения инвестиционного капитала в денежной форме являются среднесрочные и долгосрочные кредиты банков. Однако в условиях нестабильной экономики России коммерческие банки и финансовые компании редко идут на предоставление долгосрочных кредитов, опасаясь невозврата. Кроме того, банковские кредиты выдаются под довольно высокий процент, в связи с чем заемщики несут значительные потери, обусловленные длительностью периода инвестирования.

В структуре инвестиций российских организаций за 2004 г. доля деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, составила 0,7%, в научных исследований и разработок - всего 0,2%.

Все это приводит к тому, что, согласно данным Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, только 3% предприятий имеют инвесторов, но при этом с ними не заключаются стратегические договоры, а 85% российских инновационных предприятий, согласно данным того же Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, не имеют инвесторов.

Возможным вариантом выхода из ситуации является развитие и государственная поддержка венчурных сетей, которые обеспечат централизацию инновационных проектов, доведение их до практической реализации и полное финансирование, укрепление позиций предприятий на рынке за счет диверсификации риска между субъектами структуры и компенсации убытков одних партнеров за счет прибыли других, а также доступ к зарубежным достижениям передовой технологии в случае международной интеграции.

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются инновационные предприятия, является нестабильность внешней технологической среды. Она, в основном, затрагивает именно предприятия высоких технологий. Для них неожиданные изобретения, появление более новых технологий, угроза имитаторов, которые не всегда возможно спрогнозировать, представляют большую угрозу. Спрос на инновационную продукцию реагирует на эти факторы значительно быстрее, поэтому любая задержка в проектировании и внедрении инноваций или вообще отказ от них в современных конкурентных условиях для предприятия равносильны банкротству. Даже грамотно построенный и реализованный план разработки и внедрения интеллектуального продукта может оказаться нерентабельным в связи с тем, что в это же время появились изобретения, которые коренным образом меняют существующие технологии.

Чтобы этого избежать, необходимо создать гибкую структуру инновационного предприятия, способного быстро реагировать на изменения внешней среды, проводить анализ текущих технологических изменений и прогнозирование тенденций развития смежных технологий.

Но даже когда инновационный продукт уже готов, предприятие-разработчик сталкивается с новой проблемой - проблемой продвижения инновации и защиты авторских прав.

Немаловажно также правовое обеспечение инновационной деятельности. В настоящее время стоит вопрос о принятии федеральных законов о коммерческой тайне, о секретных изобретениях, о результатах интеллектуальной деятельности, а также внесении изменения в налоговое законодательство, касающееся стимулирования процессов создания, правовой охраны, вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и освоения производства наукоемкой продукции.

Для решения этих проблем необходимо формирование тесных связей предприятий высоких технологий с предприятиями-потребителями инновационной продукции, с банковскими структурами и сферой образования, а также правовая и экономическая государственная поддержка.

Литература

1. Герасимов В.В., Минина Л.С., Васильев А.В. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учеб. пособие. Новосибирск, 2003. 64 с.

2. Копнин В.В. Формирование и оценка эффективности инновационной деятельности малых предприятий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2004. 20 с.

3. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. Ч. 2. Управление коммерциализацией интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. М., 2003. 295 с.

4. Инновационные возможности России. http://www.ivr.ru

5. Портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. http://www.gks.ru/wps/portal

6. Шульгина Н.В. Финансирование малых инновационных предприятий (Опыт США). // Науковедение. 2003. № 2. С.68-82.

В современной глобальной экономике динамичное развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Особенно это актуально для России. В условиях глобализации невозможно совершить «научный, технологический, информационный прорыв» и при этом остаться в стороне от происходящих процессов.

Все большее число российских экспертов приходят к выводу, что без инновации в России не может быть длительного и мощного экономического подъема. Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных систем, как показывает опыт развитых стран, начинается с формирования НИС, в основе которых - получение и использование новых знаний.

По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно-технического прогресса, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. При этом следует отметить, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с «инновационными» и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи мы значительно отстаем от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и как следствие- незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран - 25 - 30%.

Необходимо отметить диспропорции в распределении затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль промышленности в финансировании технологических инноваций составляется всего 30 %, тогда как в развитых странах и странах Юго-Восточной Азии этот показатель примерно в два раза выше. Разработка более 50 % инноваций в России происходит за счет правительстве6нных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1 до 5 % отечественных НИОКР используются в промышленном производстве. Ежегодные темпы роста валовых внутренних инвестиций на исследования и разработки в России составляют чуть более 4 %, что в целом соответствует уровню. Однако, как свидетельствует мировой опыт, страны «догоняющего развития» в целом должны иметь более высокие темпы роста ВВП, инвестиционной и инновационной активности. Поэтому в данном случае такой показатель свидетельствует о достаточно «вялой» инвестиционной деятельности в инновационной сфере.

Стоит отметить значительный интеллектуальный потенциал отечественных научных кадров. В абсолютном выражении по числу исследователей мы находимся на 4-м месте в мире, после абсолютного лидера США, Китая и Японии. Анализ производства отечественной промышленной продукции по видам свидетельствует, что в последние годы увеличивается выпуск продукции, фундаментально проработанной еще в начале прошлого века: грузовые и пассажирские вагоны, электродвигатели, стальные трубы, автомобильные шины, нефть, картон, бензин и т.д. в группе потребительских товаров наблюдается рост выпуска бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины). Однако она фактический не производится в России, а собирается из иностранных комплектующих. Кроме того, подавляющая часть этой техники давно устарела в развитых странах.

Сравнительно низкий технологический уровень российской экономики обусловлен не только значительным объемом устаревших производственных фондов, но и недостаточным финансированием российского инновационного сектора. В результате снижается качество образования, происходит отток научных работников за рубеж («утечка мозгов»), утрата целыми отраслями и секторами квалифицированных специалистов. Продолжается также старение научных и научно-технических кадров, углубляется разрыв между начальной и конечной стадиями инновационного цикла. Кроме того, следует отметить наличие незагруженных производственных мощностей в высокотехнологичном комплексе. Среднегодовые мощности в авиапроме используются - на 15%, в промышленности средств связи - на 17,6 %, в ракетно-космической индустрии - на 20,5 %.

В структуре отечественного экспорта товаров и услуг на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10 %, в то время как сырьевые товары в среднем составляют около 80 %. Российский импорт в основном составляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Достаточно наглядный пример - сравнение доли машин и оборудования в российском экспорте и импорте. Исходя из статических данных экспорт данной продукции практически в 4 раза меньше импорта.

Структура экспорта подтверждает низкий технико-экономический уровень отечественного производства, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций. Во многих странах основа экономического роста - это производство и экспорт высокотехнологичных и наукоемких продуктов. Так, свыше 50 % объем экспорта Финляндии, Израиля и других развитых стран составляет наукоемкая продукция. В Индии свыше 10 % экспорта приходится на программное обеспечение.

Крайне низкую технико-экономическую характеристику основного капитала предприятий характеризует показатель возрастной структуры оборудования. Средний возраст оборудования 18 - 20 лет. За последние два года 83 % машин и оборудования списывалось из-за физической изношенности и только 12 % - вследствие своей эффективности. Несмотря на это, инвестиционный спрос предъявляется в основном на компоненты технического оборудования, которые можно заменить без долгосрочных капиталовложений в производственные фонды, т.е. за счет оборотного капитала. За последние четыре года в среднем 20 % общего объема инвестиций в основной капитал составляют затраты на капитальный ремонт. Такая практика в долгосрочной перспективе приведет к экономической и технологической стагнации.

Абсолютные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов. Следует отметить достаточно высокий общий образовательный уровень населения. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологии, космической техники и услуг. Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11 %, переработки ядерных отходов - 8 - 9 %, космических запусков - 11 %. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники.

Инновационную активность в российской экономике, согласно исследованиям, определяют три отрасли: металлургическая, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70 % инновационно активных предприятий).

Если рассмотреть потоки иностранных инвестиции, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. Из всего объема производственных инвестиции наибольшая доля была направлена на развитие ТЭК, наименьшая - в машиностроение и металлообработку. В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.

При этом структура притока иностранного капитала характеризуется относительно небольшой долей прямых инвестиции при одновременном увеличении доли прочих (ссуд и займов).

Относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. В целом по промышленности ее доля снизилась в последние годы до 8 %. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно активных предприятий в промышленности осуществляет нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходится на инфраструктуру, организационную и маркетинговую Деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоёмкостью.

Большая часть финансирования технологических инноваций осуществляется за счет собственных средств предприятия (более 80 %), остальное финансируется за счет государства (2 - 3 %) и прочих источников (кредиты банков, иностранные инвестиции). Учитывая современное состояние капитальной базы большинства предприятий, можно предположить, что «инновационная» деятельность предприятий преимущественно связана не с внедрением принципиально новой продукции, а «улучшение» существующего капитала (его ремонт, замена недорогими и соответственно низко эффективными аналогами и т.д.).

Основным получателем бюджетных средств выступают машиностроительное предприятия - 77% от общего объема ассигнований федерального бюджета на инновации. Средства внебюджетных фондов также сконцентрированы преимущественно в машиностроении - 68%. В последние годы четко прослеживается тенденция увеличения расходов федерального бюджета на оборону: в реальном выражении эти расходы в 2006г. увеличились практически на 1/3 по сравнению с 2005г.

Для развития отечественной инновационной системы огромное значение имеет законодательная база. Например, закон о коммерческой тайне, юридически закрепивший режим «ноу-хау» и имеющий принципиальное значение для капитализации интеллектуальной собственности. Согласно закону интеллектуальная собственность охраняется в режиме коммерческой тайны. По сравнению с патентованием режим коммерческой тайны предпочтителен в тех случаях, когда неясна коммерциализации изобретения, идеи. Таким образом, все незапатентованные разработки и научные исследования, переведенные в разряд «ноу-хау», охраняются указанным законом. Особенно данное положение актуально для различного рода государственных учреждений, в которых в течение долгих лет изобретения и разработки, не представляющие собой «государственную тайну», бесконтрольно продавались сотрудниками «на сторону».

По инициативе Министерства образования и науки, Министерства финансов составлен документ, согласно которому все права на новую интеллектуальную собственность, созданную за счет государства и не относящуюся к вопросам национальной безопасности, безвозмездно передаются разработчику и ставятся им на баланс. Данный документ представляет собой аналог американского закона «Байя - Доула». Опыт США показывает, что до принятия закона «Байя - Доула», только 4 % из принадлежащих правительству патентов были востребованы промышленностью. После передачи прав собственности на результаты НИОКР университетам и другим организациям академического сектора науки было создано свыше 2 тыс. фирм, занимающихся коммерческой деятельностью, количество патентов, востребованных промышленностью, выросло в 10 раз, увеличились и налоговые поступления от этой деятельности. Кроме того, в американской экономике было создано свыше 260 тыс. новых рабочих мест. Примером США воспользовались и другие страны, например Англия, Франция. Несмотря на существование ряда спорных моментов о необходимости такой нормы, сама идея представляется весьма актуальной. Очевидно, что предложение о передаче прав собственности на исследования и разработки непосредственно исследователям окажет положительный эффект на развитие и конкурентоспособность отечественной инновационной экономики.

При построении эффективной национальной инновационной системы следует учитывать и значительную дифференциацию российских регионов по уровню социально-экономического развития. Представляется, что в каждом регионе целесообразно разработать свою инновационную систему, которая будет формироваться на основе научного потенциала региона, наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры и т.д. А совокупность региональных систем, объединенных единой целью и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет составлять инновационную систему страны в целом. На сегодняшний день в стране наблюдается значительная межрегиональная ассиметрия экономических и социальных показателей. В последние годы первая десятка регионов (Москва, Санкт - Петербург, Самарская обл. и др.) обеспечила более половины суммарного объема валового регионального продукта всех российских регионов, а последние десять регионов (Республика Марий Эл, Читинская обл. и др.) - около 1 %. В наиболее депрессивных регионах более половины жителей находятся за чертой бедности. Уровень безработицы в благополучных регионах составляет 1 - 2 %, а по регионам с самым низким уровнем развития этот показатель колеблется от 10 до 12 %. Существуют объективные причины дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов. Это, в первую очередь, концентрация всех ресурсов в наиболее благоприятных для вложения капитала регионах, где развита инфраструктура, производительные силы, т.е. где издержки для бизнеса минимальны. Напротив, для регионов с низким уровнем развития характерны отток капитала и снижение в целом инвестиционной активности.

Подводя итоги по этой главе, нужно отметить, что основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. Безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. В то же время необходимо использовать возможности финансирования программ развития наукоградов за счет внебюджетных инвестиций

В этой главе были подробно разобраны проблемы развития инновационной деятельности в России. Лишь выявив эти проблемы можно обозначить стратегические направления развития конкурентоспособной инновационной системы российской экономики.

1

В настоящее время руководством нашей страны в полной мере осознается необходимость перехода России, а следовательно, и всех промышленных предприятий на инновационный путь развития, им осуществляется ряд практических мер по реализации данного курса. Но, несмотря на все проводимые мероприятия, промышленные предприятия до сих пор не проявили активности в вопросах инновационного развития.

Инновационное развитие во всем мире обусловлено необходимостью постоянного повышения и удержания конкурентоспособности предприятиями. При этом использование инноваций дает предприятиям возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы. Уровень конкурентоспособности предприятия наиболее значимо зависит от технологического уровня предприятия. Кроме того нужно учитывать глубину инновационных процессов на предприятии, поскольку к росту конкурентоспособности приводят не все инновации, а только те, что ориентированы на новые рынки и сопровождаются оригинальными разработками.

Многими исследованиями отмечается отсутствие у российских предприятий интереса к инновационному развитию как таковому. И причина на наш взгляд кроется в том, что в условиях России инновации реально не являются инструментом в конкурентной борьбе. Российским предприятиям нет необходимости внедрять новые технологии для привлечения потребителей. Конкурентные преимущества в нашей стране создаются другими факторами, а не инновациями. Это наглядно демонстрирует тот факт, что при крайне низких затратах на НИОКР, низком технологическом уровне и низкой производительности труда российские предприятия имеют высокую рентабельность. Доля предприятий, абсолютно пассивных в области инноваций, то есть не имеющих ни новых продуктов, ни новых технологий, ни расходов на НИОКР, в среднем составляет 44%. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новый продукт, значительно меньше доли предприятий, которые не имеют собственных разработок, а адаптируют и применяют уже известные технологии и продукты (19% и 27%). Очень мало предприятий, ориентирующих новые оригинальные продукты и технологии на уровень мирового рынка - только 3%. Существует значимая положительная связь между конкурентоспособностью фирмы и постоянством затрат на НИОКР. В период с 2005 по 2009 гг. доля предприятий, осуществляющих финансирование НИОКР, снизилась с 55% до 36%.

Низкий уровень корпоративных расходов на НИОКР в России нередко связывают с несовершенностью процесса технологической модернизации, имея ввиду, что предприятия должны сначала модернизировать производство и заменить оборудование в цехах, а уж потом перейти к инновациям на основе оригинальных разработок. Однако практика показывает, что крупные инвестиции и инновации не конкурируют друг с другом, а наоборот сопровождают друг друга. Причем именно те предприятия, которые активно инвестировали в последние годы, осуществляют инновации высокого качества. Наибольшая доля предприятий никогда не имевших никаких инвестиций (44%) среди тех, которые никогда не занимались НИОКР, не внедряли новые продукты и технологии.

Можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие активному инновационному развитию российских предприятий:

1. Отсутствие действующего законодательства, регулирующего ведение инновационной деятельности на предприятии, не принят закон «Об инновационной деятельности» и др. Это является причиной многих споров и непонимания, возникающих между правительством, учеными и предприятиями по поводу, как самого понятия инновационного развития, так и определений инновационной продукции, инновационного процесса и т.п.

2. Недостаточность финансирования инновационной деятельности предприятиями в связи с высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений, а также долгосрочностью вложений. Предприятия не имеют собственных средств на финансирование разработок, а возможность привлечения финансовых средств из внешних источников ограничена. У кредиторов нет гарантии возврата ссуд и получения дивидендов, поскольку инновационная деятельность подвержена гораздо большему числу рисков, чем инвестиционная деятельность.

3. Отсутствие у российских предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования. Многие промышленные предприятия характеризуются высокой ресурсоемкостью и энергоемкостью производства, что усугубляется высоким уровнем износа производственного аппарата. В силу отсталости основного капитала предприятий экономика в целом оказывается невосприимчивой к вложениям в исследования и разработки.

4. Наличие феномена сопротивления инновациям, которое наиболее часто происходит по двум причинам:

  • Человеку свойственен страх перед всем новым. Наиболее это выражено в переходные моменты, особенно кризисные, когда наблюдается социально-психологическая нестабильность и внедрение нового воспринимается как угроза существующему положению;
  • С точки зрения инвестора, вкладывающего деньги в какую-либо технологию, появление новой, более эффективной, часто построенной на новых принципах, создает угрозу существующей. Поэтому инвесторы стараются на какое-то время ее придержать, хотя бы до тех пор, пока предыдущие вложения не окупятся.

5. Отсутствие кадров, способных эффективно руководить инновационным процессом, причем кадровая проблема ощущается на всех уровнях управления, как страны, так и отдельных предприятий.

6. Трудности в проведении маркетинговых исследований инновационных продуктов. Неустойчивая экономическая ситуация в стране затрудняет достоверную оценку спроса на инновационную продукцию даже на краткосрочную перспективу.

7. Инновационная деятельность требует наличия на предприятии соответствующей организационной структуры управления.

8. Недооцененный человеческий капитал, который не учитывается ни при определении уставного капитала, ни при обосновании инвестиций, ни при выработке стратегии экономического субъекта, в то время как в мировой практике широко используются системы по развитию интеллектуального человеческого потенциала.

Согласно последним статистическим данным наибольшей инновационной активностью обладают крупные предприятия с численностью более 1000 человек. Это можно объяснить тем, что крупные предприятия имеют большие как финансовые, производственные, человеческие, так и политические ресурсы - возможность лоббировать свои интересы, от чего во многом зависит успешность в конкурентной борьбе. Опыт зарубежных компаний также показывает, что инновационное развитие удобнее осуществлять крупным предприятиям и корпорациям.

Необходимо формирование действенной системы управления инновационной деятельностью и освоение технологий инновационного менеджмента на тех предприятиях, которые имеют возможность осуществить инновационную деятельность. Инновационное развитие на крупном промышленном предприятии может эффективно осуществляться при активном включении в работу специальной организационной структуры, которую можно назвать центром инновационно-технологической поддержки.

Рекомендуется создание подразделений на предприятиях, которые бы отвечали непосредственно за инновации и инновационное развитие. Возможно объединение в таких подразделениях функций по стратегическому и инновационному развитию, которые тесно взаимосвязаны между собой. Подразделения такого рода имеются в составе крупных российских компаний, например, ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть» и др.

Библиографическая ссылка

Сайфуллина С.Ф. ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 171-173;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7969 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Первой и наиболее важной проблемой на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

    высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);

    большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);

    длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание – неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий – в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.

Ключевые слова

ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Абдукаримов Вячеслав Исматович

В статье рассматриваются проблемы инновационной деятельности в современной России и управления ею. Инновационный процесс объект планирования и управления. Каждая инновация должна, в конечном счете, обеспечивать определенный технический, экономический или социальный эффект. При этом важно интегрировать все составляющие инновационного механизма в единую систему, способную не только поглощать ресурсы, но и выдавать конечный конкурентоспособный продукт. Инновационная деятельность предприятия предполагает целый комплекс организационных, правовых, экономических, технологических, информационных и кадровых составляющих, которые в своей совокупности приводят к инновациям . Управление инновационной деятельностью способствует выработке стратегии инноваций , а также приемов, направленных на воплощение инноваций в жизнь. При выборе стратегии конкретизируется общее направление и методы достижения поставленных целей. Тактика инновационного менеджмента позволяет решать конкретные задачи в процессе достижения главной цели. В нашем случае это система управления человеческими ресурсами, включающая стратегию развития персонала, планирование развития персонала, оценку и мотивацию труда, т. е. эффективность управления процессами инновационной деятельности зависит от соответствующего кадрового обеспечения. На основе этого утверждения автором рассмотрена система развития персонала предприятия в рамках инновационной системы и алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия. Таким образом, развитие инновационного менеджмента на современном этапе должно базироваться, прежде всего, на эффективном кадровом обеспечении, а также организационном, правовом, экономическом, технологическом, информационном и др.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Абдукаримов Вячеслав Исматович

  • Управление инновационной деятельностью в условиях вступления России в ВТО

    2011 / Абдукаримов Вячеслав Исматович, Меньщикова Вера Ивановна
  • Глобализация как фактор развития инновационной деятельности

    2013 / Кузнецов Олег Иванович
  • Развитие персонала в системе стратегического управления промышленных предприятий

    2014 / Абдукаримов Вячеслав Исматович
  • К вопросу о развитии инновационных технологий в персонал-менеджменте

    2014 / Верещагина Людмила Сергеевна
  • Управление развитием кадрового потенциала предприятия, как инструмент достижения его устойчивого развития в инновационной экономике

    2012 / Бардасова Э. В., Зотов М. А., Поникарова А. С.
  • Технологии создания проектных инновационных команд

    2016 / Бабинцева Елена Ивановна, Федина Кристина Васильевна
  • Формирование системы управления персоналом на промышленном предприятии

    2016 / Жариков Виктор Данилович, Кирсанова Дарья Александровна
  • Организационно-информационный аспект стратегического развития промышленных предприятий

    2016 / Пайдемирова Екатерина Александровна, Губанов Дмитрий Владимирович, Виндман Олег Валентинович, Задумин Андрей Валентинович
  • Задачи инновационного развития и методы корпоративного стимулирования разработчиков

    2016 / Бабаков Александр Владимирович
  • Методические аспекты преодоления инновационных барьеров на агропромышленных предприятиях

    2015 / Авезов Арслан-Али Мурзабекович, Эминова Эльнара Мигажидиновна

In article author considered problems of innovative activity in modern Russia and its management. In general innovative process has to be object of planning and management. Each innovation has to provide, eventually, a certain technical, economic or social effect. It is thus important to integrate all components of the innovative mechanism into the uniform system capable not only to absorb resources, but also to give out a final competitive product. Innovative activity of the enterprise assumes the whole complex of organizational, legal, economic, technological, information and staff components which in the set lead to innovations. Management of innovative activity promotes elaboration of strategy of innovations, and also receptions directed on an embodiment of innovations in reality. At a choice of strategy the general direction and methods of achievement of goals is concretized. Tactics of innovative management allows to solve specific problems in the course of achievement of a main goal. In our case it is the control system of human resources including strategy of development of the staff, planning of development of the staff, an assessment and motivation of work, i.e. effective management of processes of innovative activity depends on the corresponding staffing. On the basis of this approval author considered the system of development of the staff of the enterprise within innovative system and algorithm of development and realization of strategy of development of the staff in interrelation with strategy of innovative development of the enterprise. Thus, development of innovative management at the present stage has to be based, first of all, on effective staffing, and also organizational, legal, economic, technological, information, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы менеджмента инновационной деятельности и пути их решения на современном этапе развития России»

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

АБДУКАРИМОВ ВЯЧЕСЛАВ ИСМАТОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы инновационной деятельности в современной России и управления ею. Инновационный процесс - объект планирования и управления. Каждая инновация должна, в конечном счете, обеспечивать определенный технический, экономический или социальный эффект. При этом важно интегрировать все составляющие инновационного механизма в единую систему, способную не только поглощать ресурсы, но и выдавать конечный конкурентоспособный продукт. Инновационная деятельность предприятия предполагает целый комплекс организационных, правовых, экономических, технологических, информационных и кадровых составляющих, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Управление инновационной деятельностью способствует выработке стратегии инноваций, а также приемов, направленных на воплощение инноваций в жизнь. При выборе стратегии конкретизируется общее направление и методы достижения поставленных целей. Тактика инновационного менеджмента позволяет решать конкретные задачи в процессе достижения главной цели. В нашем случае - это система управления человеческими ресурсами, включающая стратегию развития персонала, планирование развития персонала, оценку и мотивацию труда, т. е. эффективность управления процессами инновационной деятельности зависит от соответствующего кадрового обеспечения. На основе этого утверждения автором рассмотрена система развития персонала предприятия в рамках инновационной системы и алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия.

Таким образом, развитие инновационного менеджмента на современном этапе должно базироваться, прежде всего, на эффективном кадровом обеспечении, а также организационном, правовом, экономическом, технологическом, информационном и др.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный менеджмент.

Современные условия развития России ставят перед ней ряд вызовов, и от того, как она сможет их решить зависит ее будущее, сможет ли стать государством с цивилизованной, развитой экономикой или превратится в сырьевой придаток высокотехнологических стран.

Эта проблема актуализируется со вступлением России в ВТО. Долгожданное вступление России в ВТО имеет «две стороны медали». С одной стороны, это несомненно большой «плюс», так как произойдет интеграция экономики России в мировую экономику, возможный вариант снижение цен на многие товары, открытие мировых рынков для отечественной продукции, с другой стороны, имеется определенный «минус» - многие предприятия России не смогут при существующем состоянии их экономики и менеджмента составить конкуренцию зарубежным компаниям.

В связи с этим, необходимо кардинально менять подходы к экономике и системе менеджмента.

В настоящее время много говорится о необходимости модернизации экономики. Но, к сожалению, по нашему мнению, зачастую слова расходятся с фактическим решением данной проблемы.

Одним из принципов эффективного функционирования предприятия является развитие инновационной деятельности.

Между тем, несмотря на значимость данной проблемы, в теории и практике имеется много не решенных вопросов, которые требуют безотлагательного решения.

На данный момент замедление развития российской экономики, неоправданные надежды по удвоению ВВП являются, прежде всего, результатом неэффективного управления в области инновационного развития экономикой России, осуществление на практике политики продолжения упора на продажу энергоресурсов.

Инновация, с одной стороны, выступает как результат определенной деятельности, с другой -как сам процесс хозяйствования.

Так, в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» дается следующее определение инновации «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» .

Таким образом, инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т. п.

С другой стороны, инновационная деятельность - это процесс создания, освоения и распространения инноваций в хозяйственный процесс, процесс по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании, т. е. реализации инноваций.

Как известно, инновационный процесс - это процесс преобразования идеи в продукт, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, его конструкторские разработки, создание технологии производства, маркетинга, организации производства и реализации .

Решение проблем активизации инновационной деятельности в России лежит в двух плоскостях, обеспечение развития инновационной деятельности на уровне:

Государства;

конкретных предприятий.

На уровне государства, к сожалению, нет продуманной и практически реализуемой системы управления развитием инновационной деятельностью в России.

Кроме того, за последние годы практически не осуществляется необходимая поддержка научно-исследовательских и конструкторских исследований, нет достаточного для этого финансирования. За исключением финансирования проектов в Сколково. Однако здесь мы видим неэффективное расходование финансовых средств, и как следствие не получены ощутимые результаты в области инновационных разработок.

Существенным тормозом развития инновационной деятельности в России является коррупционная составляющая, которая влияет на оценку инновационного проекта, и предприниматели при

разработке инновационных проектов вынуждены учитывать данную проблему.

Существенным тормозом в инновационном развитии России является монополизм ключевых компаний экономики России и низкая конкуренция среди предприятий. Предприятия не заинтересованы в модернизации оборудования, создании новых инновационных технологий и продуктов.

Другой важной проблемой развития инновационной деятельности в России, вытекающая из предыдущей проблемы, является низкая мотивация научных работников и работников инженерно-конструкторских служб, как в материальном, так и моральном аспектах.

Отсюда все большая так называемая «утечка мозгов» за рубеж, где высоко ценят наших специалистов в области инновационного развития.

На активизацию инновационной деятельности в России отрицательно влияют последствия так называемых «реформ» образования, которые затронули среднее специальное и высшее образование.

Важной проблемой повышения эффективности инновационной деятельности в России является большая отрицательная роль «бюрократизации» при принятии управленческих решений, когда оценка инновационного проекта зависит от чиновника, не имеющего соответствующего для этого уровня квалификации и не заинтересованного в конечном инновационном продукте .

В связи с этим для решения данных проблем, на наш взгляд, необходимо, прежде всего:

Разработать эффективную систему государственной поддержки инновационной деятельности в России, включая создание соответствующей «жизнеспособной» программы инновационного развития, льготное налогообложение, кредитование и страхование;

обеспечить необходимое правовое обеспечение инновационного развития, которое включает соответствующие правовые и нормативные акты, позволяющие регламентировать инновационную деятельность, поощрять инициативу в инновационной деятельности, способствовать, а не мешать ее развитию;

идти по пути ликвидации монополий и развития конкуренции;

Развивать среднее, специальное и высшее образование, включая разработку стратегического плана подготовки специалистов с учетом их востребованности в реализации будущих инновационных проектов;

Создать фонды и предоставлять гранты по повышению квалификации талантливой молодежи в зарубежных компаниях;

осуществлять результативный мониторинг и контроль за эффективностью расходования финансовых средств по реализации инновационных проектов, ввести персональную ответственность управленцев, влияющих на распределение финансовых потоков и отвечающих за конечные результаты;

Изучать и внедрять зарубежный опыт (Китай, Индия, Япония, США и др.) по государственной поддержке инновационного развития.

Активизация инновационной деятельности в России зависит также от системы менеджмента на уровне предприятий.

В связи с этим, возникает необходимость создания системы управления, позволяющей эффективно осуществлять инновационную деятельность на предприятии.

Эффективное управление инновационной деятельностью зависит от соответствующего организационного, экономического, технологического, информационного, кадрового обеспечения .

Организационное обеспечение включает, прежде всего, соответствующую организационную структуру, которая должна результативно решать поставленные задачи в рамках инновационной деятельности. К сожалению, на практике зачастую отсутствуют службы управления, отвечающие за разработку стратегии инновационной деятельности, ее планирование, оценку и анализ.

Экономическое обеспечение должно включать соответствующие финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять эффективную инновационную деятельность. Как показывают проведенные исследования, во многих предприятиях в статьях расходов затраты на инновационную деятельность занимают малый удельный вес по сравнению с другими расходами. Кроме того, зачастую не проводится эффективное их использование. В связи с этим, необходимо в управленческую деятельность внедрять методы и методики оценки и анализа затрат на инновационную деятельность с целью выявления резервов повышения ее эффективности.

Технологическое обеспечение должно, с одной стороны, гарантировать конструкторскую разработку инновационных продуктов, с другой стороны, разработку технологии их производства.

Зачастую на практике гениальные разработки так и остались в единичных экземплярах и не нашли применение в технологии производства.

Важной составляющей системы управления инновационной деятельности является информационное обеспечение. Важным моментом является получение необходимой информации о новых разработках и ноу-хау в мировом пространстве, сравнение их с отечественными разработками и науч-

ными разработками на данном предприятии. Информационное обеспечение инновационной деятельности должно также предоставлять соответствующим структурным подразделениям информацию о ходе реализации планов научно -исследовательских разработок, их внедрения, эффективного использования в производстве.

Как показывает мировой опыт, и, прежде всего, опыт японских компаний, одних из мировых лидеров в инновационной деятельности, данная составляющая играет одну из ключевых ролей в производстве конкурентоспособных инновационных продуктов.

Эффективность управления процессами инновационной деятельности напрямую зависят от соответствующего кадрового обеспечения.

К сожалению, в России в настоящее время имеется отрицательная тенденция в этой области.

Так, неоправданное снижение финансирования научно-исследовательских разработок, плохая мотивация труда научных и инженерно-конструкторских кадров, привело к оттоку молодых одаренных людей из данной области в другие. Как следствие - старение возрастного состава людей, связанных с инновационной деятельностью, вымирание научных школ, отъезд талантливых специалистов за рубеж. Многие зарубежные компании, которые являются высокотехнологическими компаниями, мировыми лидерами по инновационной деятельности, в своем составе имеют талантливых сотрудников, родом из России, которые возглавляют целые направления по разработке инновационных продуктов.

Другой проблемой кадрового обеспечения инновационной деятельности является низкий квалификационный уровень работников, отвечающих за внедрение инновационных технологий в процесс производства и сам процесс производства инновационных продуктов.

В связи с этим, на предприятиях должна функционировать система управления человеческими ресурсами, включающая стратегию развития персонала, планирование развития персонала, оценку и мотивацию труда.

Управление человеческими ресурсами развития инновационной деятельности должно базироваться на следующих принципах:

Каждый менеджер на всех уровнях управления должен нести ответственность за управление персоналом, ответственного за инновационную деятельность;

Персонал рассматривается как ценный актив инновационной деятельности предприятия;

Взаимосвязь со стратегией и поставленными целями инновационного развития предприятия.

Одним из ключевых моментов этой системы является развитие персонала.

В это понятие входит не только обучение и повышение квалификации, но и индивидуальное планирование карьеры, развитие профессионального мастерства, оценка результатов деятельности (рис. 1).

Стратегия развития персонала подразумевает выделение стратегических целей по увеличению человеческого капитала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия, определение путей их достижения.

Развитие персонала в рамках инновационной системы

Индивидуальное планирование (планирование карьеры)

Рис. 1. Система развития персонала предприятия в рамках инновационной системы

С учетом разработанной стратегии инновационного развития предприятия определяются стратегические цели и стратегия развития персонала.

На рисунке 2 представлен алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия.

Реализация стратегии развития персонала включает:

Определение потребности в персонале по количеству и по профессиям на перспективу, который будет необходим для достижения поставленных стратегических целей в рамках инновационной деятельности;

Разработку моделей рабочих мест, т. е. необходимые знания, навыки, опыт, которые должны соответствовать занимаемой должности в рамках инновационной деятельности;

Оценку персонала, фактического его состояния по количеству и качеству в рамках инновационной деятельности;

Планирование карьеры сотрудников (ориентация на собственные ресурсы) или поиск, набор и отбор необходимых специалистов в рамках инновационной деятельности;

обучение и повышение квалификации в рамках инновационной деятельности;

Оценка результативности обучения в рамках инновационной деятельности.

Планирование карьеры является частью системы управления карьерой .

Управление карьерой направлено на:

Удовлетворение потребностей предприятия в кадрах в будущем, с учетом стратегии ее инновационного развития;

обеспечение перспективным работникам обучения с целью повышения уровня их знаний и умений, который позволит им работать на соответствующем уровне ответственности в рамках инновационной деятельности;

повышение уровня мотивации труда работников через развитие их карьеры, повышения статуса в рамках инновационной деятельности.

Система инновационного менеджмента предприятия должна иметь эффективный механизм определения перспективных, имеющих хороший потенциал работников, по которым будет выстроена система управления карьерой.

Как показало проведенное исследование ряда промышленных предприятий России, характерным является отсутствие эффективной системы управления карьерой.

В развитии карьеры особое место занимает обучение. Управление системой обучения, на наш взгляд, должно начинаться с определения потребностей развития персонала организации, стратегии ее инновационного развития.

Важным источником информации о потребности в профессиональном обучении являются индивидуальные планы развития карьеры сотрудников, а также заявки и пожелания самих сотрудников, направляемых непосредственно в отдел управления персоналом.

Процесс обучения является важной задачей развития персонала.

Рис. 2. Алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия

То, что организация надеется достичь с помощью обучения, должно быть зафиксировано в четко сформулированных целях обучения.

Цели профессионального обучения, по нашему мнению, должны быть следующими:

Конкретными и реальными;

Ориентирующими на получение конкретных навыков.

На основе проведения обучения преподаватель (тренер) составляет характеристики на каждого обучающегося с описанием их психологических и профессиональных способностей и обсуждение их соответствующим линейным менеджером.

При прохождении определенного срока после обучения (2-3 мес.) мы считаем, что целесообразным будет, если преподаватель (тренер) встретится с обучившимися сотрудниками и их линейным менеджером для обсуждения эффективности обучения и выработки рекомендаций по совершенствованию их работы в области управления инновационной деятельностью. Здесь обучение будет сочетаться с элементами консалтинга .

Таким образом, управление инновационным развитием должно нацелено на решение задач, как на уровне государства, так и на уровне каждого предприятия, на повышение конкурентоспособности предприятий в условиях вступления России в

ВТО, базироваться на эффективной реализации всех составляющих, включая организационное, правовое, экономическое, технологическое, информационное, и, прежде всего, кадровое обеспечение.

Литература

1. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 1. Анализ мирового опыта формирования и функционирования инновационных систем в контексте развития российской национальной модели. М., 2002.

2. Дагаев А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.

3. Иванова Н. Инновационная сфера: контуры будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8.

4. Инновационное развитие региона: монография / под ред. В. М. Юрьева. Тамбов, 2004.

5. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М., 2004.

6. Кокурин Д. И. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / Д. И. Ко-

курин, И. П. Николаева, В. М. Шепелев, Г. Д. Ковалев. М., 2003.

1. Innovatsionnaya sistema Rossii: model" i perspek-tivy yeyo razvitiya. Vyp. 1. Analiz mirovogo opyta formi-rovaniya i funktsionirovaniya innovatsionnykh system v kontekste razvitiya rossiyskoy natsional"noy modeli. M., 2002.

2. Dagayev A. Rychagi innovatsionnogo rosta // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2000. № 5.

3. Ivanova N. Innovatsionnaya sfera: kontury bu-dushchego // Mirovaya ekonomika i mezhdunaridniye ot-nosheniya. 2000. № 8.

5. Innovatsionniy menedzhment v Rossii: voprosy strategicheskogo upravleniya i nauchno-tekhnologicheskoy bezopasnosti / ruk. avt. koll. V. L. Makarov, A. Ye. Varshavskiy. M., 2004.

6. Kokurin D. I. Resursy innovatsiy: organizatsion-niy, finansoviy, administrativniy / D. I. Kokurin, I. P. Nikolayeva, V. M. Shepelev, G. D. Kovalev.

PROBLEMS OF THE INNOVATIVE ACTIVITY OF MANAGEMENT AND THE WAY OF THEIR DECISION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

ABDUKARIMOV VYACHESLAV ISMATOVICH Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article author considered problems of innovative activity in modern Russia and its management. In general innovative process has to be object of planning and management. Each innovation has to provide, eventually, a certain technical, economic or social effect. It is thus important to integrate all components of the innovative mechanism into the uniform system capable not only to absorb resources, but also to give out a final competitive product. Innovative activity of the enterprise assumes the whole complex of organizational, legal, economic, technological, information and staff components which in the set lead to innovations. Management of innovative activity promotes elaboration of strategy of innovations, and also receptions directed on an embodiment of innovations in reality. At a choice of strategy the general direction and methods of achievement of goals is concretized. Tactics of innovative management allows to solve specific problems in the course of achievement of a main goal. In our case it is the control system of human resources including strategy of development of the staff, planning of development of the staff, an assessment and motivation of work, i.e. effective management of processes of innovative activity depends on the corresponding staffing. On the basis of this approval author considered the system of development of the staff of the enterprise within innovative system and algorithm of development and realization of strategy of development of the staff in interrelation with strategy of innovative development of the enterprise. Thus, development of innovative management at the present stage has to be based, first of all, on effective staffing, and also organizational, legal, economic, technological, information, etc.

Key words: innovation, innovative activity, innovative management.