Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

О cимпозиуме. Что такое симпозиум Прения на симпозиуме сканворд

Ежегодно, начиная с 2000 г., в Центральном экономико-математическом институте РАН в середине апреля проходит Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий».

Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий» стал традиционным местом встречи большого числа исследователей проблем микроэкономического направления. Симпозиум вызывает неизменно интерес научной общественности, руководителей предприятий, преподавателей экономических дисциплин высших учебных заведений. На повестку дня Симпозиума выносится широкий спектр актуальных теоретических и практических вопросов, связанных со стратегическим планированием и развитием предприятий. В дискуссиях активно участвуют академики и члены-корреспонденты РАН, руководители и профессора ведущих вузов и научных центров, президенты и генеральные директора предприятий России и зарубежных стран.

Разнонаправленные тенденции в развитии российской экономики выдвигают на передний план микроэкономические проблемы стратегического планирования, экономической политики и хозяйственной практики. Актуальными остаются такие проблемы как проведение водораздела между решенными проблемами и формулировка задач, требующих решения; актуализация и оценка сегодняшнего состояния теории и практики стратегического планирования и управления, разработка методического инструментария стратегического планирования на предприятиях реального сектора, адекватного новым условиям хозяйствования, создание и согласование общепринятого категориального аппарата. В части проблематики развития предприятий остаются нерешенными дилеммы: сжатия или расширения предприятий, сужения или разветвления сети производственных предприятий в России и другие проблемы. В условиях современного глобального экономического кризиса эти проблемы придают проведению Симпозиума еще большую актуальность и значимость.

География участников Симпозиума охватывает все регионы России, страны СНГ и зарубежья.

Основными организаторами выступают:

  • Секция экономики и Отделение общественных наук Российской академии наук;
  • Центральный экономико-математический институт РАН;
  • Региональная общественная организация содействия развитию институтов ОЭ РАН;
  • Научный совет ООН РАН «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий»;
  • Волгоградский государственный университет;
  • Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Журнал «Экономическая наука современной России»;
  • Российский журнал менеджмента;
  • Российский фонд фундаментальных исследований;
  • Международная академия менеджмента;
  • Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П. Федоренко;
  • НП «Объединение контроллеров»;
  • Южный институт менеджмента (Краснодар);
  • Российский электротехнический концерн «РУСЭЛПРОМ».

Работа Симпозиума проходит в форматах Пленарного и секционных заседаний:

  • Секция 1. «Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне»;
  • Секция 2. «Модели и методы разработки стратегии предприятия»;
  • Секция 3. «Опыт стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях»;
  • Секция 4. «Стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне»;
  • Секция 5. «Проблемы прогнозирования деятельности предприятий».

В рамках Симпозиума Научный совет ООН РАН «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий» традиционно проводит Круглый стол.

Работа Симпозиума широко освещается в прессе и специальных экономических периодических изданиях, например, в таких как: «Экономическая наука современной России», «Финансовый бизнес», «Проблемы теории и практики управления», «Экономические стратегии», «Независимая газета», «Российская газета», «Поиск» и др.

Материалы Симпозиума публикуются с присвоением соответствующих библиотечных индексов и размещаются в РИНЦ.

Препрограмма симпозиума :

18 мая 2018 г. будут проводиться Балинтовская группа и супервизионая группа

10:00-10:30 регистрация

10:30-14:00 Балинтовская группа и супервизионная группа

10:30 – 12:00 Балинтовская группа

12:30 – 14:00 супервизионная группа

После обеда экскурсия в Московский кремль, на Красную площадь и ГУМ

19:00 Большой театр:

Золото Рейна

Пролог (предвечерие) тетралогии «Кольцо нибелунга» в четырех картинах

Спектакль Софийского театра оперы и балета (Болгария)

Программа симпозиума :

Суббота, 19.05.2018

9:00 Регистрация участников

10:00 10:30 Торжественное открытие к.биол.н. Н.Н. Клепиков, председатель правления ИПП Г. Хаманн

Приветствия: ректор МИП Л.И. Сурат, председатель правления ИПП Г. Хаманн, к.биол.н. Н.Н. Клепиков, почетный профессор МИП, к.психол.н. Я.Л. Обухов-Козаровицкий, Москва, Е.Н. Родина, Киев

Ведущий: к.биол.н. Н.Н. Клепиков

A. к.психол.н. Я.Л. Обухов-Козаровицкий, Москва: Вольфганг Лёш и Имагинативная психотерапия тела (ImKP) 10:30-10:50

B. к.биол.н. Н.Н. Клепиков, Москва: Онкология, психоанализ и Имагинативная психотерапия тела (ImKP) 10:50-11:10

C. Е.Н. Родина, Киев: Презентация книги «Исцеляющие образы» и Творческого альбома для психосоматической саморегуляции 11:10-11:30

D. О.Кадырова, Москва: Презентация книги Т.Эрстлинга «Лечить рак при помощи внутренних образов» на русском языке 11:30-11:40

Перерыв 11:40-12:00

E. председатель правления ИПП Г. Хаманн, Потсдам: «ImKP и психотерапевтическая работа с рисунком. Символическое значение рисунка» Доклад 40 мин + дискуссия 10 мин 12:00-12:50

F. Н.Д. Леус, г. Дивногорск Красноярского края: ImKP и особенности работы с детьми, перенесшими менингоэнцефалит 12:50-13:10

G. С.Н. Кульчая, Москва: Что будет, если лимфоциты отправить в школу? Работа со стволовыми клетками при рассеянном склерозе 13:10-13:30

H. Группа пациентов с рассеянным склерозом 13:30-14:00

Обеденный перерыв 14:00-15:00

I. к.мед.н. Н.О. Карафа-Корбут, Москва: «Роль аутоагрессии в патогенезе аутоиммунных заболеваний» доклад 20 мин + дискуссия 10 мин 15:00-15:30

J. Ц. Круг, Дортмунд: Кататимно-имагинативная психотерапия пациентов с биполярным аффективным расстройством 15:30-16:00

K. М. Шлаге, Потсдам: ImKP в лечении болезни Паркинсона 16:00-16:30

L. Б. Хольц, Потсдам: Роль релаксации в ImKP 16:30-17:00

M. Г. Хаманн, Б. Хольц, М. Шлаге, Потсдам: Воспоминания о создателе ImKP Вольфганге Лёше 17:00-17:30

N. Дискуссия 17:30-18:00

19:00 Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: Вольфганг Амадей Моцарт, опера Дон Жуан, Цена от 600 до 2000 руб.

Воскресенье, 20.05.2018

Московский институт психоанализа, Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 14

Семинар Беате Хольц, Потсдам: Концентративное расслабление (KoE) в ImKP и психотерапии травмы 9:00-15:00

15:00-16:00 Обед

16:00-19:00 Пленарное заседание

Ведущая: Екатерина Николаевна Родина, Киев, Украина

A. А.И. Попова, Волгоград: Опыт использования ImKP в интегративной психотерапии сексуальной травмы 16:00-16:20

B. М.М. Зельдович, Волгоград: Применение ImKP в работе с профессиональным спортсменом. Случай из практики 16:20-16:40

C. Л.А. Довлад, Киев: Психокардиология: образ тела 16:40-17:00

D. Себастиан Гасде, физиотерапевт, Берлин: Пространство для самоопределения – осведомленность пациента о своем здоровье (компетентность). 17:00-17:30

E. Дискуссия 17:30-17:50

Перерыв 17:50-18:00

F. М.М. Решетова, Москва: Трудности работы с онкобольными и пути их преодоления в ImKP 18:00-18:20

G. М.Н. Маслов, Ростов-на-Дону: Сравнительный анализ факторов эффективности ImKP и психотерапии травмы. Значение глубокой релаксаций как обязательного условия процесса исцеления. 18:20-18:40

I. Т.А. Тонкачева, г. Зеленокумск Ставропольского края: ImKP в работе с заболеваниями внутренних органов, практическое применение. 18:40-19:00

J. Дискуссия и завершение симпозиума 19:00-19:30

Есть возможность участия в вебинаре.

Стоимость очного участия в Симпозиуме и online-участия: 7000 руб.

Стоимость для членов МОО СРС КИП: 6300 руб.

Стоимость для членов УОО ИРСГП: 3500 руб. (или 50 евро, деньги можно переводить Е.Н. Родиной)

Беженцы из ОРДЛО очно участвуют в симпозиуме бесплатно.

Докладчики участвуют бесплатно.

Стоимость участия в Симпозиуме включает в себя участие в супервизии и Балинтовской группе 18 мая 2018 г., а также в семинаре 20 мая 2018 г.

Климов И. А.
Размышления о методологии Online-Offl ine Phenomena Studies: к дискуссии на симпозиуме «Пути России - 2014»


Климов Иван Александрович - Кандидат социологических наук, руководитель Центра изучения Интернета и общества РЭШ, доцент факультета социологии НИУ ВШЭ

Полный текст

Ссылка при цитировании:

Климов И. А. Размышления о методологии Online-Offl ine Phenomena Studies: к дискуссии на симпозиуме «Пути России - 2014» // ИНТЕР. 2014. Том. 1. № 7. С. 107-116.

Рубрика:

Теоретические дискурсы и дискуссии

Аннотация:

Выступления коллег на секции «Онлайн-активизм и социальные движения в оффлайне», состоявшиеся на симпозиуме «Пути России - 2014», побудили к разговору о методических и методологических задачах, стоящих сегодня перед сообществом исследоватлей Интернета и социальных сетей. В тексте обсуждаются как методические проблемы представленных исследований, так и реализованные интересные решения и подходы. На наш взгляд, становится очевидной необходимость формировать методологию Online-Offl ine Phenomena Studies. В ее основе должно лежать понимание, что уже на начальном этапе в дизайн исследования нужно закладывать указанную двойственность в качестве методологического принципа и руководствоваться им при постановке исследовательской проблемы, выборе методов и планировании образа результата.

Ключевые слова:

онлайн; оффлайн; online-offl ine phenomena studies; methodology; пути России

Литература:

  1. Бодрунова С. Фрейминг и структурные особенности дискуссии о Бирюлево в Твиттере: методология и первые результаты//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL:
  2. http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  3. Градосельская Г. Группировка политическиактивных сообществ в facebook методом зерновой кластеризации//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.
  4. com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  5. Давыдов С., Лебедев П., Логунова О., Лыткина Е. Московские наблюдатели «второй волны»: мотивация, медиапредпочтения, онлайн дискурс//Center for the Study of New Media & Society на
  6. Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  7. Индина Т., Климов И. Исследование специфики онлайн-активизма//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения:
  8. 04.2014 г.
  9. Колозариди П. Международные исследовательские центры о социальных движениях: тематическая и методологическая карта//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL:http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  10. Кольцова О., Щербак А. «Livejournal Libra!» Влияние политической блогосферы на политическую мобилизацию в России в 2011–12 гг. //Center for the Study of New Media & Society на Scribd,
  11. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center Дата обращения: 20.04.2014 г.
  12. Ксенофонтова И., Ваньке А., Тартаковская И. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014.
  13. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  14. Паниотто В. Социологическое описание Майдана: опыт полевого исследования//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата об-
  15. ращения: 20.04.2014 г.
  16. Полищук Л., Ениколопов Р., Макарьин А., Петрова М. Социальные сети и гражданская активность//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_
  17. Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  18. Санина А. Визуальная политическая ирония в социальных сетях и блогах//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения:
  19. Соболева И. Рекрутинг оппозиции: политические активисты в электоральном авторитаризме// Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_
  20. Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  21. Diuk C. The Formation of Love//Facebook Data Science. 14 февраля 2014 г. URL: https://www.facebook.com/notes/facebook-data-science/the-formation-of-love/10152064609253859. Дата обращения: 20.04.2014 г.
  22. Lind B. Contrasting Protest and Mundanity: Centralization & Cohesion in Opposition Communication Networks//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_

Введение

1. Речевая коммуникация

2. Единицы речевой коммуникации

Заключение

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение речевой стороны коммуникации, в частности его единиц


Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Поэт О.Э. Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется...”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся за нами в жизни и общении .

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

Речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

Речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

С помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

В речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами. Иногда иностранцу приходится читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и, следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).

Единицы речевой коммуникации - единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур . Общими свойствами. являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.

Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.

Слово речь довольно многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство актов пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может служить названием формы бытия языка, способа (модуса) его существования .

Классификация речевых актов опирается, прежде всего, на заложенные в них коммуникативные намерения (интенции) говорящего. По Джону Сёрлу (John Searle), это так называемые иллокутивные (неречевые, а точнее внутриречевые) функции и силы. Дж. Сёрл различает :

· констативы, в которых сообщается о каких-то положениях дел: Лекция переносится на понедельник;

· комиссивы, в которых говорящий берёт на себя то или иное обещание: Я дам Вам эту книгу;

· директивы, направленные на то, чтобы побудить адресата к какому-либо действию: Переведите этот текст на английский язык;

· экспрессивы, посредством которых говорящий выражает благодарность, извинение, поздравление, соболезнование и т.п.: Извините меня за причинённые Вам неприятности;

· декларативы, служащие говорящему, который обладает соответствующим социальным статусом, объявлению о том, что меняется статус какого-то лица (объявление о новом назначении, бракосочетании, присвоении имени, начале или окончании какой-то церемонии и т.д.): Я объявляю собрание закрытым.

· Целесообразно выделить из директивных актов акты запроса информации (интеррогативы или - следуя греческим образцам - эротетивы): К какой семье относится карельский язык?

Речевые акты могут быть прямыми и непрямыми (косвенными). Так, интеррогативный речевой акт в определённых ситуациях общения может взять на себя функцию просьбы (один из видов директивов): Вы не дадите мне эту книгу до завтра?

Обычно процессы речевой коммуникации протекают в виде последовательностей речевых актов. Связные последовательности речевых актов именуют дискурсом.

Если в том или ином коммуникативном эпизоде происходит хотя бы однократная смена коммуникативных ролей, когда роль говорящего берёт на себя слушающий, а говорящий становится слушающим (в англоязычной литературе это явление именуется turn taking), то мы имеем дело с диалогом. В нём друг с другом соотносятся реплики, или речевые ходы (moves). Связность диалога обеспечивается, между прочим, и тем обстоятельством, что за вопросом следует ответ, за приглашением или предложением чего-либо - согласие или отказ, за упрёком - оправдание или возражение, за комплиментом или похвалой - выражение благодарности, после оскорбления ожидается извинение и т.п. В речевое взаимодействие может быть включён и неречевой ход (так, вместо словесного согласия может последовать кивок головы, вместо ответа на вопрос - пожатие плечами).

Речевые акты как единицы речевой коммуникации могут иметь следующие формы - это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция .

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор . Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия- это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии - наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.

В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант- диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.

Симпозиум - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии её цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на неё воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.

Лекция , представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово дебаты французского происхождения (debat- спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.

Единой классификации споров не существует, хотя делаются попытки систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относится цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для её обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в её решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.


В заключение ещё раз надо подчеркнуть, что язык не просто замкнутая в себе система знаков, а система правил коммуникативного поведения человека в условиях определённой культуры и социума.

Языковая коммуникация имеет целый ряд наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.

Единицы речевой коммуникации - единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур. Общими свойствами являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.

Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления

Иногда различают речевую деятельность и речь. В первом случае имеются в виду речевые акты, а во втором - совокупность высказываний текстов. Есть попытки именовать речью только устные высказывания, обмен которыми производится в речевом общении, и речи противопоставлять тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.

Речевые акты как единицы речевой коммуникации могут иметь следующие формы - это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция.

Вербальные, знаковые системы всегда были, и, по всей видимости, будут главными средствами человеческого общения. “Слово- это сама жизнь”, - говорил Т. Манн. Принципиальным условием успешного взаимодействия является способность людей “найти общий язык” - именно язык, а не жест или позу.

“Слово, - пишет психолог А. Р. Лурия, - является и средством контакта, и орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании о речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления”.


1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: ИНФРА-М, 1999

2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М.: Русский язык, - 1994

3. Комлев Н.Г. Слово в речи: аспекты языка. - М.: Дело, 2000

4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. - М.: Логос, 1998

5. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Знание, 1999


Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. - М.: ИНФРА-М, 1999 – с 56.

Комлев Н. Г. Слово в речи: аспекты языка. - М.: Дело, 2000. – с 9.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Знание, 1999. – 23.

Кодухов В. И. Общее языкознание. М.: Русский язык, - 1994. – с 45.

Рождественский Ю. В. Лекции по общему языкознанию. - М.: Логос, 1998. – с 78.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии - наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий. В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Ее вариант- диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.

Симпозиум - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии ее цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на нее воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.

Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.

Другой характер носит полемика . Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный, враждебный”.Полемика -это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово дебаты французского происхождения (debat- спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.