Бизнес портал - Fishkadubna
Поиск по сайту

Отмена таможенных пошлин 1754 правитель. Таможенный проект графа шувалова. Отмена внутренних таможенных пошлин в россии

PAGE_BREAK--После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике. В правящих кругах пришли к тому заключению, что внутреннее производство не развилось в первой четверти XVIII в. настолько, чтобы в его интересах стеснять привоз иностранных товаров. Показательно в этом отношении заключение Комиссии о коммерции - высшего экономического органа страны («к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами») о состоянии игольного производства: “Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду:
- в негодности тех игол;
- что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше”.
Одновременно обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров, приток которых провоцировался тарифом 1724г. Более того, сам механизм взимания таможенных платежен, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе. В самом деле, оберцольнерам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Это вынуждало оберцольнеров не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщиками, но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20%. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 коп., то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 коп. Последний только выигрывал от такой “сделки”, позволявшей развязаться с целой партией товара. Оберцольнер же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 коп. то, что торговец- профессионал продавал на месте за 1 руб.
Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования и должны была кормиться из таможенных доходов. Неудивительно, что таможенные чиновники стяжали славу наиболее продажных. Их нравственный облик был настолько непривлекателен, что возникали предания, будто в прежнее время все споры в таможне разрешались быстро и справедливо.
В интересах развития внешней торговли и для пользы “лучшего распорядку в купечестве” в 1729г. был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С на чала 40-х гг. XVIII в. составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731г. был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли”.
В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли и по инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.
Данный вопрос мы и рассмотрим в следующем параграфе реферата.

2. Таможенный проект графа Шувалова
Хотя таможенные пошлины составляли значительную часть государствен­ного дохода существование внутренних таможен и обложение внутренней торговли таможенными пошлинами самым негативным об­разом сказывались на формировании общероссийского рынка и развитии внут­реннего товарообмена. Например, на пути от Троице-Сергиевой Лавры до Москвы, то есть на расстоянии в 60 верст, торговец должен был уплатить сбор в четырех или пяти местах, в том числе и там, где он объезжает мост или гать. На оплату этих сборов, пошлин с продажи товара и на содержание лошади в пути у крестьянина зачастую уходила половина суммы, вырученной от прода­жи товаров. К тому же взимание сборов сопровождалось массой злоупотреб­лений со стороны, как верных сборщиков, так и таможенных откупщиков.
Отмене внутренних пошлин в России предшествовали некоторые изменения в системе внутренних торговых сборов. Как уже отмечалось, начало XVIII века сопровождалось введением новых пошлин, но уже во второй четверти XVIII ве­ка обнаружились признаки ослабления системы внутренних таможен, несоот­ветствия их целям развития товарооборота.
С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты пере­стройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, воз­никали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П. И. Шувалов, занимавший руко­водящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.
Сенат одобрил проект П. И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя че­тыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизаве­та Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничто­жении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте призна­валось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин про­исходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможен­ных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и про­чие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препят­ствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вслед­ствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить». В манифесте пе­речислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчи­ков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мос­тов и перевозов (кроме Санктпетербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пяти­процентной внутренней таможенной пошлины.
12 мая 1754 года Елизавета подписала сенатский доклад, предусматривав­ший перестройку пограничной таможенной системы по юго-западной и южной границам. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен.
Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в стране. Необходимо отметить, что в России ликвидация внутрен­них пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.
Таким образом, закончилась целая эпоха в истории российской таможен­ной политики.
1 декабря 1755 года императорским указом был принят таможенный устав России, отражавший новые экономические реалии, сложившиеся с связи с от­меной внутренних таможен и таможенных сборов. В его 15 главах подробным образом рассмотрены различные аспекты таможенной политики Российского го­сударства. В преамбуле устава, в частности, еще раз объяснялись причины, по­будившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременитель­ных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядоч­ной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бы­вает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но ус­тановленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государ­ствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри го­сударства нашего торгов. Вследствие чего в прошлом 1753 году Сенат наш че­рез поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложе­нии своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внут­ренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим поддан­ным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немало­му нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали».
По всей стране ликвидируемые таможни должны были составить отчет и «в самой скорости» передать свое делопроизводство - «все дела и книги» - в местные губернские и провинциальные канцелярии. Туда же переходили и тамо­женные чиновники - «приказные служители»
Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин, за счет роста ставок та­рифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную при­быль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы со­ставляли, как указывалось, около 900 тыс. рублей в год, то в начале царство­вания Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.

3. Реализация таможенной реформы Шувалова
Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 года. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 года. Согласно тарифу 1757г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17, 5-25%-й адвалорной ставкой (“ефимочной” пошлиной), а также “внутренней” пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.
Тариф 1757г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и “ходячими” деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.
В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.
Одновременно с этим правительство решилось вновь ввести откупную систему. В 1758 г. оно вверило таможенное управление по сухопутной западной границе Шемякину и Ко, уполномочив их на шестилетний срок взимать таможенные сборы, не притесняя при этом купцов и не требуя с них лишнего. Им также вменялось в обязанность вести таможенные книги и предоставлять в Коммерц-коллегию верные рапорты о привозе и вывозе товаров. Компания обязывалась не только уплачивать откупную сумму, но также содержать таможни и выплачивать жалованье таможенным служащим. Одновременно она получила право осуществлять кадровую политику вплоть до замещения управляющих таможнями (обычно назначавшихся из отставных обер-офицеров) свободными лицами любого звания.
Дальнейшее развитие событий показало ошибочность всей затеи с возрождением откупной системы. Шемякина, задолжавшего казне, обвинили в непредоставлении срочных балансовых ведомостей о поступлении таможенных платежей, подлогах в таможенной документации, потворстве купцам, с которых при перемещении товаров через границу пошлина взималась в меньшем размере, чем следовало согласно действующему тарифу и др. Контракт с компанией был расторгнут. Шемякин оказался а тюрьме. В 1762г. таможни вновь перешли в казенное ведение и управление.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1761-1796 гг.) было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
Важной побудительной причиной такой необычной активности в обществе стало широкое проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, физиократизма, фритредерства. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (Ф.Кенэ, А.Р.Тюрго и др.), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства и выступавших сторонниками свободной торговли. В своем известном Наказе Комиссии по составлению нового уложения она записала: “Предел торговли есть вывоз и привоз товаров в пользу государства, предел таможен есть известный сбор с сего самого вывоза и привоза товаров в пользу также государства; для сего должно государство держать такую середину между таможнею и торговлею и делать такие распоряжения, чтобы сии две вещи одна другую не затрудняли, тогда наслаждаются там всегда вольностью торговли”.
Вместе с тем нельзя сказать, что экономические воззрения Екатерины II отличились последовательностью. Слова императрицы “вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят… что стесняет торгующего, то не стесняет торговлю” свидетельствуют, что она допускала в принципе государственное вмешательство в дела торговли, несовместимое со свободой торговли. В своей практической деятельности Екатерина II была “очень далека от того, чтобы открыть границы империи для беспрепятственной свободной торговли” (В.Витчевский).
При всех колебаниях Екатерина II все же была противницей непосредственного государственного вмешательства в сферу экономических отношений. Тотчас по вступлении на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и других товаров. Закон 1762 г. уравнял в правах порты в Архангельске и Петербурге. В 1763 г. при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П.Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. В мае 1766 г. результаты ее работы были доложены императрице и получили высочайшее одобрение.

4. Новый таможенный тариф
Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766г., а с 1 марта 1767г. он вступил в силу в большинстве таможен империи. Поддержав предложение Комиссии о коммерции о регулярном пересмотре тарифа, Екатерина II поручила Коммерц-коллегии пересматривать одобренный тариф каждые 5 лет, используя для этого достоверные справки из таможен “и перемещать товары по надобности из одного в другое правило, умеривая прибавку пошлины по распространению или уменьшению торгу каждого товара”.
От тарифа 1757г. новый отличался тем, что, во-первых, все импортные товары, которые в России не производились “и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя”, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной; во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии; в-третьих, ввозные пошлины на “материалы или составы” для отечественных предприятий также отличались умеренностью; в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами; в-пятых, импортные товары, производство аналогов которых в стране уже было освоено, облагались сравнительно высокой 30%-й пошлиной, признававшейся совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства, а, “ежели того недовольно окажется, то ясно заключить можно, что такие фабрики держать бесполезно”.
продолжение
--PAGE_BREAK--Вывозные пошлины отличались еще большей умеренностью, составляя по общему правилу 5°/о с объявленной цены товара. При этом сырьевой экспорт подлежал повышенному пошлинному обложению в сравнении с экспортом обработанных товаров.
Принятие тарифа 1766г. означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В то же время не следует преувеличивать его либеральную направленность. Новый тариф скорее отвечал духу умеренного протекционизма. Отдельные же его статьи, например, о запрещении экспорта некоторых жизненно важных товаров или о 200%-й ввозной пошлине на товары, внутреннее производство которых достигло значительных размеров, носили явные следы таможенной политики петровского времени.
После отмены в 1762г. таможенной откупной системы и возвращения таможен в казенное ведомство была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с Эрнстом Минихом, которой и было поручено управление таможенным делом. Изменился социальный состав таможенных чиновников. В результате кадровых перестановок откупного периода на таможенную службу пришло немало разночинцев. После реорганизации 1762г. большинство из них сохранило за собой прежние должности, в том числе управляющих таможнями.
Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом оставалась невысокой. Как и прежде, она не могла положить конец контрабандному ввозу. Стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией по всему ее протяжению таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализация внешней торговли путем понижения ставок таможенных пошлин, установленных тарифом 1766 года. По мнению Комиссии о коммерции только это могло снять остроту проблемы контрабандного ввоза.
С конца 1781 г. началась работа по составлению нового тарифа. Сначала были выработаны общие правила, т.е. намечены категории товаров. Затем товары были распределены по категориям с установлением расценок и размеров пошлинного обложения. При этом Комиссия о коммерции руководствовалась указанием Екатерины II о том, чтобы российские товары (особенно высокой степени обработки), предназначенные на экспорт, а также иностранные товары, “необходимые для русского народа”, и те, внутреннее производство которых было незначительным (при условии, “чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям”), были обложены умеренными пошлинами. 27 сентября 1782 г. проект тарифа был утвержден императрицей и передан в Сенат для опубликования.
С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья; очень умеренной пошлиной облагались импортируемые полуфабрикаты; на дорогую мебель, ткани высших сортов, которые также выделывались в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20%, на импортируемые предметы роскоши, которые производились в России в достаточном количестве, была установлена пошлина до 30%; вывозные пошлины были понижены до 2-4%; в тарифе фигурировал целый ряд товаров (селитра, ядра и т.п.), ранее запрещенных к вывозу из страны. Размер оклада с этих и других экспортных товаров, ранее обложенных 200%, понижался до 30%. Пошлину было определено взимать с иностранцев наполовину ефимками, наполовину “ходячими” деньгами.
Русским и англичанам было дозволено уплачивать пошлину русскою монетой. Таможням, затруднявшимся с определением статьи, по которой следовало взыскивать пошлину, предписывалось направлять образцы соответствующих товаров в Главную над таможенными сборами канцелярию.
Таким образом, тариф 1782г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10%-й пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.
Именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. “Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров” в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) по делам таможенным “добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным”. Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалось в пользу задержателей. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под его непосредственным началом находилась два особых таможенных объездчика. В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. В стремлении остановить контрабандный поток правительство Екатерины II пошло на крайность, издав в середине 1789 г. указ о запрещении привоза в Россию товаров через сухопутные таможни по западной границе. Сильная сторона принятого решения заключалась в том, что “всякому таможенному служителю, объездчику, надзирателю, також всем и каждому, какого бы звания ни был” даже за содействие в поимке или обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за вычетом ввозной пошлины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поворот в таможенном деле России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 - 1761).
Важнейшим мероприятием в области таможенной политики при Елизавете Петровне явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме “мытов”, “перевозов”, “мостовщины” и др. существовало еще множество всяких “мелочных сборов”, сильно стеснявших внутренюю торговлю.
Автором давно назревшей реформы стал П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 “мелочных сборов” были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793г.) Екатерина II почти совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 апреля 1793г. ею был подписан Манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию различных товаров. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе 14 сентября 1795г., при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства.
Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796г., отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801г. Павел I запретил вывоз товаров из русских портов не иначе как с высочайшего разрешения.

ЛИТЕРАТУРА
1. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Драганова В.Г. Основы таможенного дела. -2-е изд. – М.: Экономика, 2003
3. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 – 1995 гг. -2 –е изд. М., 2001.
4. Козырин А.Н. Таможенное право России. -2-е изд. – М.: 2004.
5. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск 1. «Развитие таможенного дела в России». М., 2001.
6. Таможенное дело в России. X - начало XX вв. СПб., 2002.
7. Таможенный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Указ императрицы Елизаветы Петровны
«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».
1753 год
10. 164. - Декабря 20. Именный. - Об уничтожении внутреннихъ тамоменыхъ и мелочныхъ сборовъ. - Съ приложением Высочайше утвержденнаго доклада Сената по сему предмету.
Объявляемъ во всенародное извъстiе. Благополучiе и силу Государства и народа умножать и возстановлять, Наше удовольствiе и желаше о томъ всегдашнее попечете имъя, разными способы по многимъ матерiямъ со времени возшествiя Нашего на Прародительски и Родителей Нашихъ Престолъ возобновлять не оставили; отъ чего Богу, спомоществуюшему Намъ, благо дареше. Государство въ цветущую силу и славу возрастаете народъ, темъ пользуяся, въ лучшее состояше приходить началъ; между прочимъ Всемилостивъйше усмотръли, катя отъ сборщиковъ внутрь Государства таможенныхъ пошлинъ происходять отягошеюя подверженным» къ платежу оныхъ, хотя они безъ наказашя по изслъдоваши не оставляются, но пресъвчетя не видно, а всегдашшя приметки, грабительство и воровство, а отъ того слъдствш коммисш такъ умножаются, что учрежденнымъ мъстамъ для расправь и судовъ настояшихъ дълъ теченiе пресъкаютъ, купечеству жъ помешательство въ торгахъ, перебойка товаровъ и прочiе убытки слъдуютъ; то какъ для сего, а особливо, дабы народъ въ лучшее состояше и силу предъ нынъшнимъ привести, положенной въ подушной окладъ, и какъ оной, такъ и всякаго звашя людей, который слъдующимъ платежамъ подвергнуть, изъ Нашей Императорской милости къ народу и любви отечеству, върноподданныхъ Нашихъ Всемилостивъйше жалуемъ и освобождаемъ отъ платежа внутри Государства таможенныхъ и мелочныхъ сборовъ, то есть:
1. Таможенныхъ съ товаровъ, съ хлъба и со всякихъ съестныхъ припасовъ, съ съна и съ дровъ и съ прочаго, что въ Москвъ въ большую, номерную и мытенную, такожъ и въ другихъ городахъ въ Таможни сбиралось (кромъ конскихь пошлинъ);
2. Съ найма извошиковъ и съ плавныхъ судовъ десятой доли, и съ извозу;
3. Съ клейменiя хомутовъ;
4. Съ мостовъ и перевозовъ (кромъ Санктпетербурга);
5. Вмъсто валешныхъ подымныхъ;
6. Съ подпалыхъ и палыхъ лошадиныхъ и яловичныхъ кожъ и съ скотины;
7. Привальныхъ и отвальныхъ;
8. Съ Яицкой рыбы десятаго сбора;
9. Канцелярскихъ мелочныхъ;
10. Съ ледоколу и съ водопою;
11. Съ четвериковъ помърныхъ;
12. Съ продажи дегтя;
13. Съ въсовъ въсчихъ товаровъ;
14. Съ каменнаго жерноваго промысла я горчетаой глины;
15. Съ проъзжихь грамотъ печатныхъ, которыя сбираются въ казанской Таможяъ съ проъзжихъ торговыхъ людей при объявленш выписей;
16. Вычетныхъ у винныхъ подрядчиковъ и у объявителей за домовыми расходы недонимаемыхъ по вьписямъ Таможеншыхъ пошлинъ;
17. Съ таможеннаго письма.
Какое же облегчете изъ сего Всемилостивъйшаго Нашего установлеюя верноподданному Нашему народу, следующему къ платежу вышеимеиованныхъ сборовъ, произойдетъ отъ разныхъ при оныхъ бываемыхъ слу-чаевъ, и притомъ какъ велико число сбираемыхъ съ нихъ до сего денегъ, которое не въ одномъ, но болъе въ милiонахъ состояло, положеннымъ въ подушной окладъ останется; сколько жъ по онымъ сборамъ доносов», а по иихъ продолжительныхъ слъдствiевъ въ Государства было и есть, по которымъ безчисленное истязанiе, гибель людей и разореше домовъ происходило, какъ отъ правыхъ, такь и ложныхъ доносовъ, что симъ въ пресъченiи Таможенъ конепъ свой возметъ, ибо тотъ случай, по которому оное происходило, искореняется; чего ради Всемилостиввйше повелеваемъ: всъ Таможни, имъющiяся внутри Государства (кромъ портовыхъ и пограничньтхъ) уничтожить, и какъ имъ не быть, такъ и вышеписаннаго сбора не сбирать, а ту сумму сбирать въ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, съ привознаго и отвознаго товара внутренiя пошлины единственно по 13 копъекъ съ каждаго рубля, болъе жъ сего съ того товара, съ которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую какъ иностранные и Россiйскiе купцы съ привоз-ныхъ, такъ подданные Наши съ отвозньгхъ товаровъ платить имеютъ, ибо подданные Наши Россiйскiе купцы, внутри Государства Нашего всяюе товары продавать и покупать будутъ безпошлинно, которой пошлины съ одного товара съ продажи и съ покупки въ одинъ рядъ бываетъ въ платежи по гривн съ рубля, а съ перепродажи одинъ другому сверхъ того пошлину жъ платили, и тако съ одного товара тройная пошлина и болъе въ платежъ бываетъ, а ньне тъ Наши подданные купыы отъ того всего уже будутъ свободны, а только той внутренней пошлины, какъ выше сего явствуетъ, платить будутъ въ однъхъ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, противъ прежняго при портахъ внутренняго платежа, 5 копъекъ, съ прибавкою токмо по 8 копъекъ съ рубля; также и иностранные купцы отъ платежа той внутренней пошлины излишняго убытка пре-терпъть не могутъ, ибо они тъ свои товары продавать будутъ Россiйскимъ купцамъ, не инако, какъ съ прiумножеюемъ той пошлины. кто жъ изъ Нашихъ Россiйскихъ подданныхъ купцовъ о поставки къ портамъ товаровъ до ньшвшняго новаго учреждетя съ иностранными купцами контракты заключили, темъ быть въ своей силе, токмо по сему учрежденiю при портахъ и пограничныхъ Таможняхъ съ техъ товаровъ прежнее положенiе внутренней пошлины платить темъ, кто контрактомъ обязался, а къ тому вновь прибавочную 8 копъеекъ съ рубля платить Нашимъ подданнымъ, а не иностраннымъ, въ разсужденш последующей имъ изъ того пользы; буде же прежняго положешя пошлину кому платить въ контрактахъ заключенныхъ не написано, то и оная остается въ платежъ со стороны подданныхъ Нашихъ; положенныя жъ платежемъ съ привозу и отвозу товаровъ по Тарифу портовыя ефимочныя пошлины остаются впредь до указа на прежнемъ основами. И сей Нашего Императорскаго Величества указъ действо свое взять имъетъ будущаго 1754 года Апреля съ 1 дня, къ которому времени стараться всъ таможеиныя выписи платежемъ очистить, а между темъ Сенату Все-милостивъйше поведали потребныя учрежденiя къ тому времени сделать, которыя тогда и публикуются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шувалов Петр Иванович (1710-1762) Выдающийся государственный деятель России граф Петр Иванович Шувалов родился в 1710 году (по другим данным - в 1711). Происходил из дворянского и графского рода, история которого прослеживается с XVI века. Из рядных записей и актов следует, что во второй половине XVI века в Костромском уезде жил помещик Дмитрий Шувалов. Его внук Андрей Семенович был воеводой (1616). Один из родственников Андрея, Данило, состоял московским стрелецким сотником (1636) и впоследствии был пожалован в бояре (1669). Отец П.И. Шувалова - Иван Максимович, правнук Андрея Семеновича, был вызван к службе реформами Петра I, занимал значительные, хотя и не первостепенные должности, был обер-комендантом Выборга, определял границу между Россией и Швецией, содействовал заключению Ништадтского мира. Умер он в 1736г. губернатором в Архангельске, генерал-лейтенантом, кавалером ордена Св. Александра Невского.
Именно своему отцу, Ивану Максимовичу, обязаны началом военно-придворной карьеры двое его сыновей - старший Александр и младший Петр. В последние годы царствования Петра Великого И.М. Шувалов, тогда еще комендант Выборга, имел случай определить своих сыновей пажами к Высочайшему двору. Не было секретом, что образованием пажей того времени была сама служба, участие в обедах и ассамблеях, «мир, двор, путешествия, походы и балы», но не серьезная учеба. В записках камер-юнкера Голштинского двора мы встречаем упоминание о церемонии коронования Екатерины в 1724г. В процессии в парадных зеленых бархатных кафтанах, белокурых париках и с белыми перьями на шляпах - пажи, среди которых братья Шуваловы. Сроки службы пажей, присягнувших «живота не щадить», а что «поверено будет, со всей молчаливостью тайно содержать», составляли от 4 до 6 лет. Это давало возможность усвоить обычаи двора и получить подготовку для продолжения придворной карьеры или службы офицерами в гвардии.
продолжение
--PAGE_BREAK--

§ 50. Социально-экономическая политика

Дворянство. При Петре Великом дворянство являлось служилым сословием, обременённым пожизненной военной службой и обязанностью учиться. После Петра протекал медленный процесс освобождения дворянства от обязанностей и превращения его из служилого сословия в землевладельческое , более всего заботившееся о своём хозяйстве.

Правительство Анны Ивановны в 1730 г., идя навстречу пожеланиям шляхетства, отменило указ о единонаследии, а в следующем году учредило Сухопутный шляхетский корпус. Контингент учащихся в нём был ограниченным, и поэтому сеть сословных учебных заведений для дворянства в последующие десятилетия значительно расширилась: Морскую академию преобразовали в Морской шляхетский кадетский корпус, а в 1762 г. Артиллерийская и Инженерная школы были реорганизованы в Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса. К придворной и гражданской службе детей дворян готовил основанный в 1759 г. Пажеский корпус.

Если во времена Петра I обучение в школах считалось обременительной обязанностью, то теперь чадолюбивые родители пускались во все тяжкие, чтобы пристроить своих детей в какой-либо кадетский корпус – обучение в них стало престижным. Повинность, таким образом, превратилась в привилегию.

Одновременно с расширением сети сословных учебных заведений детям родителей, имевших свыше тысячи крепостных, разрешалось получать домашнее образование.

Правительство удовлетворило требование шляхетских проектов о сокращении срока службы. Правда, манифестом 31 декабря 1736 г. он был установлен в 25 лет, а не в 20, как того требовали дворяне. Так как манифест был обнародован во время русско-турецкой войны, то реализация его началась с 1740 г.

Дворяне, однако, тяготились и 25-летним сроком службы и добивались полного освобождения от неё. Этот вопрос интенсивно обсуждали при Елизавете Петровне, в середине 1750-х гг. И уже тогда он созрел настолько, что Манифест Петра III о вольности дворянства 18 февраля 1762 г. дословно повторял его слова.

И мелкопоместные дворяне, и дворяне, владевшие многими сотнями крепостных и поспешившие уйти в отставку, вскоре возвратились на службу – жалованье и им оказалось необходимым.

Крестьяне. К рассмотренным выше привилегиям дворянства надлежит добавить ещё одну – расширение прав на личность и результаты труда крестьянина, тоже составлявших один из краеугольных камней правительственной политики.

Труд крестьянина являлся источником благополучия его самого, государства и помещика. Из многочисленных повинностей крестьян и горожан фиксированной (размер которой был точно установлен) была одна – уплата подушной подати в 70 коп. с крестьянской души мужского пола, принадлежавшей помещику, монастырю или дворцовому ведомству, 1 руб. 10 коп. – с государственных крестьян и 1 руб. 20 коп. – с горожан.

Другая тягловая повинность крестьян и горожан – рекрутская – не была величиной постоянной и зависела от того, в мирное или военное время производились рекрутские наборы, а также от потерь на театре военных действий. К нефиксированным повинностям относились периодически производившиеся сборы драгунских лошадей, привлечение крестьян и горожан на строительные работы, на перевозку грузов и т. д.

Повинности в пользу помещика тоже не были регламентированы, но их размер постоянно увеличивался. Рост владельческих повинностей легче проследить на размере крестьянского оброка: в середине 1720-х гг. он равнялся 40 коп. с мужской души, т. е. был меньше подушной подати почти в 2 раза. На протяжении XVIII в. размер подушной подати оставался неизменным, в то время как денежный оброк постоянно повышался и к середине столетия достиг 1 – 2 руб., а к концу века – 4 – 5 руб.

Чтобы помещик имел возможность извлекать повышенный оброк или принуждать крестьянина больше времени отдавать барщине, надо было предоставить барину дополнительные права в сферах судебной, полицейской и административной. Законодательство на этот счёт крайне бедно – здесь действовал не столько закон, сколько обычное право.

Важным источником обычного права являются вотчинные инструкции приказчикам. Каждая помещичья инструкция отражала личность барина, его нравственный облик, меру образованности и милосердия. Одни из них преследовали леность и неучтивость, другие главным пороком считали пьянство, третьи – воровство и сквозь пальцы смотрели на пьянство, четвёртые бесцеремонно вторгались в семейную жизнь и т. д. Из карательной власти барина и его приказчиков исключались всего лишь три вида преступлений: политические, разбой и смертоубийство.

Было бы, однако, неправильно ограничиться изложением карательных функций барина, регламентацией хозяйственной и духовной жизни зависимых крестьян. Вотчинник выступал и в роли заботливого хозяина, беспокоившегося о благополучии крестьянской семьи, ибо понимал, что его собственное благополучие находится в прямой зависимости от достатка крестьянской семьи. Отсюда готовность помочь крестьянину, оказавшемуся в беде: при падеже скота, гибели посевов, пожаре, лишении кормильца и т. д. Подобное попечительство называется патернализмом , оно органически присуще обществу с патриархальным укладом жизни.

Покровительство дворянскому предпринимательству. Экономическая политика правительства, как и тесно связанная с ней социальная политика, тоже проводилась прежде всего в интересах дворянства. Её цель состояла в оказании помощи помещикам приспособиться к новым условиям – проникновению рыночных отношений в поместье. Помещики перестали довольствоваться реализацией на рынке излишков сельскохозяйственной продукции в первозданном виде и начали заниматься её переработкой, что приносило неизмеримо больший доход, чем продажа зерна, пеньки, шерсти и др. Важнейшей отраслью переработки сельскохозяйственного сырья было винокурение.

Поставками вина в казну в первой половине XVIII в. занимались как купцы, так и помещики, но последние вследствие обязанности нести пожизненную службу в армии лишены были возможности вплотную заняться хозяйственными заботами: в 1719 – 1725 гг. помещичьи винокурни поставляли в казну менее 1 / 5 вина. По мере ослабления служебных забот дворян и вовлечения их хозяйств в рыночные отношения увеличивалась способность вотчин удовлетворять спрос на вино. В начале 1750-х гг. правительство убедилось в возможности дворянских винокурен вместе с казёнными с избытком обеспечить вином питейные дворы. В результате в 1754 г. последовал указ, запрещавший купцам заниматься винокурением: им предложено было в шестимесячный срок сломать свои винокурни либо продать их дворянам. Винокурение, таким образом, объявлялось дворянской монополией, и помещики избавились от конкурентов в лице купцов.

В 1740 – 1750-е гг. было положено начало дворянскому предпринимательству и в других отраслях промышленности, где дворяне могли использовать собственное сырье на полотняных и суконных мануфактурах.

Запрещение покупать крестьян к купеческим мануфактурам. Пётр I в 1721 г. предоставил право промышленникам покупать крепостных крестьян к мануфактурам, чем нарушил монопольное право дворян на владение крепостными. Право покупки крестьян к мануфактурам было одной из важнейших привилегий промышленников из купцов, и они широко воспользовались этим правом, ибо оно обеспечивало их предприятия дешёвым трудом. К 1780 г. за мануфактурщиками числилось свыше 76 тыс. душ купленных крестьян мужского пола.

Указом 1762 г. Пётр III запретил покупку крестьян к заводам. Это запрещение имело три следствия: восстанавливалось монопольное право дворян на душевладение; дворяне-предприниматели получили преимущество перед промышленниками из купцов; третье следствие указа состояло в расширении использования наёмного труда в промышленности, что влекло в перспективе к распространению более передовых отношений в производстве.

Мануфактурщики упорно домогались восстановления утраченной привилегии, но правительство свято блюло интересы дворян и многочисленные челобитные и выступления депутатов в Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг. оставило без последствий.

Учреждение банков. Правительство использовало ещё одно средство оказания помощи дворянам – оно обеспечило их дешёвым кредитом и тем самым избавило от опасности оказаться в цепких объятиях ростовщиков. Речь идёт о создании в 1754 г. двух банков – Дворянского и Купеческого. О предпочтительном отношении правительства к интересам дворян свидетельствуют суммы исходного капитала в банках и условия выдачи кредита: изначальный капитал Дворянского банка составлял 750 тыс. руб., в то время как Купеческого – только 500 тыс. руб.; срок погашения ссуды в Дворянском банке достигал трёх лет, в то время как в Купеческом – шести месяцев.

По идее, Дворянский банк был призван поддерживать начинания дворян в перестройке их хозяйства. Практически банк не оправдал этих надежд, ибо львиная доля банковских ссуд оказалась в руках вельмож, использовавших их не для вложения в хозяйство, а на потребительские нужды. Таким образом, банковский кредит для дворян, как и раздача казённых заводов, являлся санкционированным правительством грабежом казны.

Отмена внутренних таможенных пошлин. О проектах П. И. Шувалова Екатерина II писала, что они «хотя и не весьма для общества полезные, но достаточно прибыльные для него самого». Однако одна из его реформ оказалась полезной не только ему и десяткам вельмож, но и всей стране, всем слоям её населения. Именно такое общенациональное значение имел отменённый по его предложению сбор внутренних таможенных пошлин. Подавая свой проект в Сенат в 1752 г., Шувалов аргументировал его вредным влиянием сбора пошлин на крестьянскую торговлю: крестьянин, доставивший воз дров из Троицы в Москву, может выручить за них 15 – 20 коп. Из этой суммы он должен заплатить в Москве пошлину, мостовые в оба конца, расходовать деньги на себя и на лошадь, так что в итоге он привезёт домой едва ли половину вырученных денег.

Так как сбор таможенных пошлин пополнял доходную часть бюджета государства, то Сенат отклонил проект. Прожектёр изобрёл простой выход из положения, единодушно одобренный Сенатом: было установлено, что за последние пять лет среднегодовая сумма таможенных пошлин составляла 903,5 тыс. руб. Эту сумму решено было переложить на импорт и экспорт товаров, увеличив здесь пошлину на 3 % от цены товара. В результате она достигла 13 %, и казна получила от реформы выгоду в 255 тыс. руб.

Главный итог отмены сбора внутренних таможенных пошлин в 1754 г. – устранение помех для внутренней торговли, что благотворно отразилось на экономическом развитии страны.

Секуляризационный процесс. Подверглось изменению и положение церкви. В её истории прослеживаются два разных по содержанию, но связанных между собою сюжета: один из них составляет секуляризационный процесс, т. е. изъятие у духовенства земли и крестьян; второй сюжет касается чисто церковных дел: соблюдения чистоты веры, борьбы с расколом и сектантством, христианизации нерусских народов, печатания и распространения церковной литературы.

Частичная секуляризация церковных владений, осуществлённая Петром I в 1701 г., была отменена в 1721 г. К судьбе церковных владений возвратились в 1726 г., когда под предлогом того, что внимание Синода было приковано к управлению вотчинами в ущерб чисто церковным заботам, решили разделить его на два департамента, причём первый департамент состоял исключительно из духовных иерархов, а второй – из светских чинов. Первый департамент управлял всеми духовными делами церкви, на попечение второго передавалось всё относившееся к хозяйству и судебные дела.

Вскоре после реформы 1726 г. второй департамент был назван Коллегией экономии. В апреле 1738 г. её подчинили Сенату. Дело шло к секуляризации, но тому помешали следующие обстоятельства: автор секуляризационного проекта П. И. Мусин-Пушкин оказался причастным к процессу А. П. Волынского, попал в опалу и был отстранён от должности. Спустя полгода скончалась и Анна Ивановна, так что начавшаяся было перепись церковного имущества прекратилась. Более того, при Анне Леопольдовне Синоду удалось вернуть вотчины в своё управление.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Синод добивается ещё одной, кстати последней, победы – ликвидации Коллегии экономии и создания вместо неё Канцелярии синодального экономического правления, полностью подчинявшейся Синоду и укомплектованной духовными, а не светскими чиновниками.

Колебания правительств свидетельствуют об упорном отстаивании духовными феодалами своих прав на землю и душевладение и не менее упорном их сопротивлении секуляризации. С другой стороны, за этими колебаниями нетрудно разглядеть общую тенденцию: неотвратимость секуляризации и приближение её завершения. Даже набожная Елизавета Петровна в 1757 г. заявила о необходимости изъятия управления вотчинами из рук монастырских служек и передачи их штаб– и обер-офицерам, о составлении описей имущества монастырей, об установлении размера повинностей с монастырских крестьян, равных получаемым помещиками от своих крестьян.

Новый импульс в секуляризации монастырских вотчин связан с именем Петра III, не обременённого симпатиями ни к духовенству, ни к православной вере. Указ 16 февраля 1762 г. освобождал монашествующих «от житейских и мирских попечений» и изымал в пользу государства недвижимое и движимое имение монастырей и церквей.

Распространение христианства. Смирившись с ролью учреждения, целиком подчинённого светской власти, Синод сосредоточил внимание на распространении христианства среди иноверцев Среднего Поволжья и Сибири, а также просвещении духовенства.

Первые попытки обратить иноверцев в христианство относятся к XVII в., но христианизация тогда ещё не приобрела широкого размаха. Объяснялось это запрещением прибегать к насилию, а также тем, что принявшие крещение народы Сибири (ханты, вогулы, манси) освобождались от уплаты ясака, что наносило ущерб интересам казны. При Петре I, напротив, проводили насильственную христианизацию, и указ 1710 г. грозил отказавшимся принять христианство смертной казнью. В последующие десятилетия вновь вернулись к практике поощрения принявших христианство освобождением от уплаты ясака.

Нередко крещение носило формальный характер. Новокрещённый, освободившись от уплаты ясака и бесплатно получив соль, муку, одежду, но не зная русского языка и не понимая сути новой для него религии, продолжал молиться идолам, не почитал икон и, чтобы получить льготы и подарки, крестился повторно.

Более серьёзные успехи были достигнуты в христианизации народов Поволжья, особенно после учреждения в 1740 г. Конторы новокрещёных дел. По её данным, скорее всего преувеличенным, за 15 лет (1741 – 1756) она крестила 407 тыс. чувашей, черемисов, удмуртов. Христианство, по сравнению с идолопоклонством и шаманизмом, представляло более совершенную религиозную систему, и поэтому миссионерская деятельность православных священников заслуживает положительной оценки.

На попечении Синода находились школы для детей духовенства. К началу 1740-х гг. в стране насчитывалось до 17 семинарий, а к началу 1760-х гг. их было уже 26 с 6 тыс. учащихся. Церковь, таким образом, выполняла роль распространителя просвещения: нередко на селе священник и дьячок были единственными грамотными людьми, и их услугами пользовались для обучения своих детей не только крестьяне, но и помещики.

Вопросы и задания

Вспомните, что такое секуляризация. Подумайте, почему решение этого вопроса, начавшись при Петре I, растянулось на долгое время. При ответе воспользуйтесь текстом на с. 411 учебника. 8. Какие цели преследовала христианизация нерусских народов? Какими методами она проводилась? Оцените её последствия. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Хотя таможенные пошлины составляли значительную часть государствен-ного дохода существование внутренних таможен и обложение внутренней торговли таможенными пошлинами самым негативным об-разом сказывались на формировании общероссийского рынка и развитии внут-реннего товарообмена. Например, на пути от Троице-Сергиевой Лавры до Москвы, то есть на расстоянии в 60 верст, торговец должен был уплатить сбор в четырех или пяти местах, в том числе и там, где он объезжает мост или гать. На оплату этих сборов, пошлин с продажи товара и на содержание лошади в пути у крестьянина зачастую уходила половина суммы, вырученной от прода-жи товаров. К тому же взимание сборов сопровождалось массой злоупотреб-лений со стороны, как верных сборщиков, так и таможенных откупщиков.

Отмене внутренних пошлин в России предшествовали некоторые изменения в системе внутренних торговых сборов. Как уже отмечалось, начало XVIII века сопровождалось введением новых пошлин, но уже во второй четверти XVIII ве-ка обнаружились признаки ослабления системы внутренних таможен, несоот-ветствия их целям развития товарооборота.

С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты пере-стройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, воз-никали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П. И. Шувалов, занимавший руко-водящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.

Сенат одобрил проект П. И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя че-тыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизаве-та Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничто-жении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте призна-валось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин про-исходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможен-ных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и про-чие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препят-ствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вслед-ствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить». В манифесте пе-речислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчи-ков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мос-тов и перевозов (кроме Санктпетербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пяти-процентной внутренней таможенной пошлины.

12 мая 1754 года Елизавета подписала сенатский доклад, предусматривав-ший перестройку пограничной таможенной системы по юго-западной и южной границам. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 - 1995 гг. -2 -е изд. М., 2001. с.87.

Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в стране. Необходимо отметить, что в России ликвидация внутрен-них пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.

Таким образом, закончилась целая эпоха в истории российской таможен-ной политики.

1 декабря 1755 года императорским указом был принят таможенный устав России, отражавший новые экономические реалии, сложившиеся с связи с от-меной внутренних таможен и таможенных сборов. В его 15 главах подробным образом рассмотрены различные аспекты таможенной политики Российского го-сударства. В преамбуле устава, в частности, еще раз объяснялись причины, по-будившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременитель-ных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядоч-ной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бы-вает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но ус-тановленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государ-ствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри го-сударства нашего торгов. Вследствие чего в прошлом 1753 году Сенат наш че-рез поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложе-нии своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внут-ренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим поддан-ным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немало-му нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали» Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 - 1995 гг. -2 -е изд. М., 2001. с.90.

По всей стране ликвидируемые таможни должны были составить отчет и «в самой скорости» передать свое делопроизводство -- «все дела и книги» -- в местные губернские и провинциальные канцелярии. Туда же переходили и тамо-женные чиновники -- «приказные служители»

Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин, за счет роста ставок та-рифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную при-быль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы со-ставляли, как указывалось, около 900 тыс. рублей в год, то в начале царство-вания Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.

краткое содержание других презентаций

«Россия в эпоху дворцовых переворотов» - Бирон назначался регентом при малолетнем государе. Глава военной коллегии. Глава Духовной коллегии. Умер Петр I. Первый министр. Указ об отмене внутренних таможенных пошлин. Устав о наследии престола. Создана Канцелярия тайных розыскных дел. Дщерь державная Петра. Дворцовый переворот. Антон-Ульрих. Период правления Анны Иоанновны. Пресекала любые попытки российского дворянства ограничить засилье иностранцев.

«Пётр 3» - Князь Петр Федорович. Отказ от дискриминации по религиозному признаку, равноправие религий – естественные принципы существования. Свержение Петра III. Великий князь Петр Федорович. Петр III прекратил преследование раскольников. Манифест о вольности дворянства впервые создал в России слой свободных, не зависящих от государства людей. Наследник престола. Политика Петра III. Заговор против Петра III.

«Эпоха дворцовых переворотов» - Петр. Внутренняя политика. Семилетняя война. Битва у деревни Кунерсдорф. Меньшиков. Дворцовый переворот. Анна Ивановна. Верховный тайный совет. Польское наследство. Битва у деревни Гросс-Егерсдорф. Елизавета Петровна. Письменные кондиции. Русско - шведская война. Правители. Основные фавориты. Битва у деревни Цорндорф. Екатерина. Иоанн VI Антонович. "Антибироновская" коалиция. Эпоха дворцовых переворотов.

«Внутренняя политика 1725-1762» - Екатерина (1725-1727). Сравнить характер правления Петра I и его преемников. Пётр II (1727-1730). Анна Иоанновна (1730 -1740). Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Политика в отношении казачества. На карте найдите мануфактуры. Елизавета Петровна (1741-1761). Цели урока. План урока. Требования стандарта. Политика в области мануфактурного производства. Форма таблицы. Изменения в системе городского управления.

«Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762» - Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. Словарик. Кто претендент на престол. Эрнст Бирон. Проверь себя. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг. Кондиции – условия приглашения на престол. План урока. Анна Иоанновна (1730-1740). Елизавета Петровна (1741-1761). Екатерина Алексеевна (1762-1796). Петр Алексеевич II (1727 –1730). Княжеское семейство, фактически правившее россией при Петре II. Кто был фактическим правителем государства.

«Пётр III» - Яков Яковлевич Штелин обнаружил полное отсутствие знаний. Никчемный монарх, отрицательно относившийся ко всему русскому - Екатерина II, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Правление Петра III. Петр III в оценках историков и современников. Инструкция канцлера А.П.Бестужева-Рюмина. Причины гибели Петра iii. Опекун – епископ Адольф Фридрих. Кроме владения французским языком. Участники заговора. В 11 лет на попечение дяди - Равнодушие Грубость Невежество.

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.